Практ. 2. Изучение свойств кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации
1. Изучение свойств кислот.
Задание 1. Взаимодействие кислот с металлами и солями.
1. Исследуйте, с какими из предложенных веществ (медь, цинк, карбонат калия, сульфат калия, нитрат серебра, хлорид бария) взаимодействует соляная кислота (или раствор серной кислоты). Результаты исследования занесите в таблицу.
2. Составьте уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
Задание 2. Реакция нейтрализации.
1. Как изменилась концентрация ионов водорода в растворе после добавления гидроксида натрия?
После добавления гидроксида натрия концентрация уменьшилась.
Удалось ли вам нейтрализовать кислоту?
ДА
Потому что
В избытке осталась: ЩЕЛОЧЬ
2.Если в избытке осталась кислота, то попробуйте нейтрализовать ее еще одной порцией щелочи и опять определите раствора ().
После реакции индикаторная бумага изменила цвет на красный, следовательно, кислота в избытке.
3.Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.
4.Вывод.
Реакция нейтрализации - взаимодействие сильной кислоты и сильной щелочи между собой с образованием соли и малодиссоциирующего вещества (воды).
2. Изучение свойств щелочей.
Задание 1. Взаимодействие щелочей с солями.
1.В пробирку налейте раствор гидроксида кальция объемом раствора и прилейте к нему примерно такой же объем раствора карбоната натрия до появления признаков реакции, которые отметьте на рисунке, укажите формулы веществ над стрелочками.
2.Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.
Задание 2. Взаимодействие щелочей с солями с образованием нерастворимых оснований.
1.В пробирку с раствором хлорида железа (III) по каплям прибавляйте раствор гидроксида натрия до появления признаков реакции, которые отметьте на рисунке, укажите формулы веществ над стрелочками.
2.Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.
3.Сделайте вывод о свойствах щелочей как электролитов с учетом результатов выполнения заданий по изучению свойств кислот
С точки зрения теории электролитической диссоциации свойства щелочей обусловлены наличием в их растворах гидроксид-ионов .
3. Изучение свойств солей.
Задание. Взаимодействие солей со сложными веществами.
1.Дополните фразы, вставив пропущенные слова, формулы веществ или ионов.
Катионы меди в растворе связываются с образованием осадка с ионами . Для этого к раствору объемом сульфата меди (II) приливаем раствор , содержащий ионы . Выпадает осадок голубого цвета, вещество .
2.Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.
Дополните фразы, вставив пропущенные слова, формулы веществ или ионов.
Сульфат-ионы в растворе связываются с катионами с образованием осадка. Для этого к раствору сульфата меди (II) объемом приливаем раствор . Выпадает осадок белого цвета вещества, название которого сульфат бария.
3.Составьте уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.
4.Вывод.
Соли (как электролиты) взаимодействуют с металлами, кислотами, солью и щелочами.
В итоге образуются новые соли, основания, кислоты.
Эти реакции относятся к реакциям ионного обмена.
Соли вступают в ОВР.