Практ. 2. Изучение свойств кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации

1. Изучение свойств кислот.

Задание 1. Взаимодействие кислот с металлами и солями.

1. Исследуйте, с какими из предложенных веществ (медь, цинк, карбонат калия, сульфат калия, нитрат серебра, хлорид бария) взаимодействует соляная кислота (или раствор серной кислоты). Результаты исследования занесите в таблицу.

2. Составьте уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.

Задание 2. Реакция нейтрализации.

1. Как изменилась концентрация ионов водорода в растворе после добавления гидроксида натрия?

После добавления гидроксида натрия концентрация H+\mathrm{H^+} уменьшилась.

Удалось ли вам нейтрализовать кислоту?

ДА

Потому что pH>7 \mathrm{pH > 7}

В избытке осталась: ЩЕЛОЧЬ

2.Если в избытке осталась кислота, то попробуйте нейтрализовать ее еще одной порцией щелочи и опять определите pH\mathrm{pH} раствора (<7\mathrm{< 7}).

После реакции индикаторная бумага изменила цвет на красный, следовательно, кислота в избытке.

3.Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.

4.Вывод.

Реакция нейтрализации - взаимодействие сильной кислоты и сильной щелочи между собой с образованием соли и малодиссоциирующего вещества (воды).

2. Изучение свойств щелочей.

Задание 1. Взаимодействие щелочей с солями.

1.В пробирку налейте раствор гидроксида кальция объемом раствора 12см3 \mathrm{1-2 \, см^3} и прилейте к нему примерно такой же объем раствора карбоната натрия до появления признаков реакции, которые отметьте на рисунке, укажите формулы веществ над стрелочками.

2.Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.

Задание 2. Взаимодействие щелочей с солями с образованием нерастворимых оснований.

1.В пробирку с раствором хлорида железа (III) по каплям прибавляйте раствор гидроксида натрия до появления признаков реакции, которые отметьте на рисунке, укажите формулы веществ над стрелочками.

2.Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.

3.Сделайте вывод о свойствах щелочей как электролитов с учетом результатов выполнения заданий по изучению свойств кислот

С точки зрения теории электролитической диссоциации свойства щелочей обусловлены наличием в их растворах гидроксид-ионов OH\mathrm{OH^-}.

3. Изучение свойств солей.

Задание. Взаимодействие солей со сложными веществами.

1.Дополните фразы, вставив пропущенные слова, формулы веществ или ионов.

Катионы меди Cu2+\mathrm{Cu^{2+}} в растворе связываются с образованием осадка с ионами OH\mathrm{OH^-}. Для этого к раствору объемом 12см3\mathrm{1-2 \, см^3} сульфата меди (II) CuSO4\mathrm{CuSO_4} приливаем раствор NaOH\mathrm{NaOH}, содержащий ионы OH\mathrm{OH^-}. Выпадает осадок голубого цвета, вещество Cu(OH)2\mathrm{Cu(OH)_2 \downarrow}.

2.Составьте уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде.

Дополните фразы, вставив пропущенные слова, формулы веществ или ионов.

Сульфат-ионы в растворе связываются с катионами Ba2+\mathrm{Ba^{2+}} с образованием осадка. Для этого к раствору сульфата меди (II) объемом 12см3\mathrm{1-2 \, см^3} приливаем раствор BaCl2\mathrm{BaCl_2}. Выпадает осадок белого цвета вещества, название которого сульфат бария.

3.Составьте уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.

4.Вывод.

Соли (как электролиты) взаимодействуют с металлами, кислотами, солью и щелочами.

В итоге образуются новые соли, основания, кислоты.

Эти реакции относятся к реакциям ионного обмена.

Соли вступают в ОВР.