Обобщение 1. По разделу «Социальная сфера общества»

1. Дайте определение следующим понятиям:

Молодёжь — социальная группа, для которой характерны определенные возрастные рамки, психологические качества и особый социальный статус в обществе.

Общество — обособившаяся от природы часть материального мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Социальная группа — совокупность людей, объединенная на основе совместной деятельности.

Социальная коммуникация — передача информации на большие и малые аудитории.

Социальная мобильность — переход из одной социальной группы в другую.

Социальная роль — модель поведения, ориентированная на определенный статус.

Социальная страта — социальный слой людей, имеющих общие признаки по доходам, власти, образованию, престижу.

Социальная структура общества — совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее устройство общества.

Социальное движение — организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель.

Социальное действие — проявление социальной активности, ориентированное на других людей.

Социальный институт — исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, которая удовлетворяет социальные потребности.

Социальный класс — однородные, стабильные общественные группы, объединенные едиными ценностями, интересами и поведением.

Социальный процесс — совокупность однонаправленных и повторяющихся действий людей, в результате которых происходят социальные изменения.

Социальный статус — положение, которое занимает человек или социальная группа в обществе.

Толпа — временное скопление людей, лишенных общей осознанной целью, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

2. Опишите общество как систему, структуру и иерархию. Какие понятия вы будете использовать для каждого описания?

Общество как система:

- система — состоит из частей;
- открытая — взаимодействует с природой;
- динамическая — способна к изменениям;
- самоорганизующаяся — то, что не используется в обществе, заменяется на более прогрессивное;
- развивается, ориентируясь на удовлетворение потребностей человека.

Общество как структура делится на подсистемы — сферы общественной жизни:

1) политическая — удовлетворение интересов в порядке и управлении;
2) экономическая — удовлетворение материальных потребностей;
3) социальная — удовлетворение социальных потребностей (общение);
4) духовная — удовлетворение потребностей в саморазвитии, самовоспитании, духовном образовании.

Общество как иерархия делится на классы:

- высший — источник инвестиций, управляют, имеют хорошее образование и способности;
- средний — обеспеченные, имеют разное образование, потребляют основную массу товаров и услуг;
- низший — люди выполняют малоквалифицированную и низкооплачиваемую работу.

3. Конкретизируйте примерами общности, о которых говорится в статье 14 Конституции Республики Беларусь: «Государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов».

Государство по Конституции Республики Беларусь регулирует отношения между различными социальными общностями: супругами (между мужчиной и женщиной), работником и работодателем, продавцом и покупателем, гражданами страны; уважает права и интересы представителей разных наций и религиозных представлений.

4. Прочитайте фрагмент из публичной лекции итальянского писателя и философа Умберто Эко «От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст», прочитанной в 1998 г. Как вы думаете, иллюстрируют ли эти строки изменения в массовой коммуникации, которые произошли в результате появления компьютеров и Интернета? Какие социальные процессы, кроме коммуникации, описаны в данном тексте? Можно ли согласиться с автором через 20 лет после написания этих строк? Аргументируйте свою точку зрения.

Да, иллюстрируют. Ранее обществу предоставляли нужную государству информацию с помощью центральных каналов телевидения, газет, радиопередач. В результате появления Интернета человек может сам найти информацию, сопоставить ее и сделать свои выводы.

С автором фрагмента можно согласиться и в настоящее время. Несмотря на то, что каждый человек может самостоятельно найти интересующую его информацию, он читает новости, просто смотрит бесцельно новости и видео. Единицы размышляют о ситуации в стране.

В тексте описаны процессы информатизации, прогресса и эволюционного процесса.

5. Проанализируйте ситуацию, определите статусы, социальные роли героев и механизмы изменения социального статуса, которыми они собираются воспользоваться.

Оба героя имеют следующие статусы: ученики и музыкальные ценители. При знакомстве они приобрели статус и роль друга. Сергей — брат, Лена — сестра. Соответственно они играют роли учеников, музыкальных фанатов, сестры и брата.

Молодые люди хотят использовать образование как социальный лифт для перехода в другой социальный статус (работник).

6. Каковы основные социально-психологические особенности молодёжи как социальной группы?

Особенности молодежи как социальной группы:

- люди в возрасте от 16 до 30 лет;
- освоение новых социальных ролей (студент, работник, родитель, супруг);
- активный поиск своего места в мире;
- главные приоритеты — образование и получение профессии;
- высокий уровень мобильности;
- психологические качества (неустойчивость психики, внутренние противоречия, стремление выделиться).

7. Проследите изменение возможностей социальной мобильности для человека в разные исторические эпохи в рабовладельческих, кастовых, сословных, классовых обществах.

Социальная мобильность человека в разные исторические эпохи изменялась. В первобытнообщинном обществе, древнем мире, средних веках социальная мобильность была низкой. В рабовладельческом обществе существовали два сословия: рабы и рабовладельцы. Если человек родился в семье раба, он ни при каких обстоятельствах не мог стать богатым. В Древней Индии существовали 4 касты — социальные группы, которые закреплялись по наследству и определяли профессию человека. Переход из одной в другую касту был невозможен. В сословных и классовых обществах в новое и новейшее время наблюдалась высокая мобильность. Перейти из одной социальной группы в другую помогали социальные лифты — образование, армия, брак, церковь, собственность.

8. На основании статистических данных проанализируйте социальную структуру современного белорусского общества с точки зрения классового и стратификационного подходов.

Социальная структура современного белорусского общества в начале XXI века:

1) с точки зрения классового подхода:

- высший слой (элита) — высокооплачиваемые служащие, предприниматели, владельцы банков и частных крупных фирм (6 % населения страны);
- высший средний слой — крупные ученые, средние и мелкие предприниматели, директора, популярные артисты и художники (7%);
- средний средний слой — врачи, юристы, старшие офицеры (52%);
- низший средний слой — учителя, инженеры, квалификационные рабочие (30%);
- низший слой — малоквалифицированные рабочие, крестьяне, безработные (5%).

2) с точки зрения стратификационного подхода (различаются по имущественному положению):

- богатые составляют 1,5% населения страны;
- состоятельные — совершают путешествия, могут позволить дорогостоящие покупки (5-6%);
среднеобеспеченные — есть свободные деньги, на которые иногда покупаются бытовая техника, качественные питание и одежда (14%);
- малообеспеченные — испытывают затруднения при покупке одежды, не могут позволить себе покупку дорогостоящей техники (17%);
- ниже черты бедности — иногда покупают одежду, фрукты, мясо, не могут оплатить учебу детей (46%);
- нищие — находятся на гране выживания, не покупают мясо, сладости, новую одежду (7%).

9. Найдите в Интернете блог популярной книги комиксов «Heta Belarus Dzietka!» Марты Черновой и Марии Черяковой. Проанализируйте комиксы «Суперженщины» и «Каждый — программист». Ответьте на вопросы.

Какой из комиксов иллюстрирует ролевой конфликт?

В юмористической форме Марта Чернова и Мария Черякова показывают уникальность Белорусии. В комиксах авторы показывают обыденные ситуации, происходящие в стране. Комикс «Суперженщины» иллюстрирует ролевой конфликт (противоречия между различными ролями одного человека). Современная белорусская женщина имеет одновременно несколько статусов и ролей: жена, мама, работница, потребитель. Нужно все успеть, необходимо хорошо выглядеть. И несмотря на то, что белорусская женщина испытывает перегрузку — он все успевает и все умеет.

Какие стереотипы, связанные с социальными статусами, ролями и мобильностью, иллюстрируют комиксы?

Стереотипы, о которых идет речь в произведениях: в современном мире нужно быть мобильным, чтобы все успеть; работать не отдыхая; все будет благополучно в жизни, когда выйдешь замуж.

10. Проанализируйте картину «Юность» из цикла картин «Путешествие жизни» (The Voyage of Life) художника XIX в. Томаса Коула, посвящённого четырём периодам жизни человека: детству, юности, зрелости и старости. Какие основные идеи представлены автором на картине? Сравните данную картину с тремя другими картинами цикла и определите, какие характерные черты молодости как жизненного этапа она раскрывает.

Американский художник Томас Коул представляет жизнь человека как путешествие по реке жизни. В картине «Юность» молодой человек отправляется в самостоятельную жизнь по реке жизни. На берегу остается ангел-хранитель — мама. Он полон надежд, мечтает и видит цель (воздушный замок), к которой плывет по реке.

На картине «Детство» река спокойная, на «Юности» наблюдаются повороты (различные события в жизни), на «Зрелости» река жизни бурная, а на картине «Старость» она заканчивается.

Второй момент — ангел-хранитель. В периоде детства на картине он стоит в защитной позе над малышом, в юношестве — стоит на берегу, отпускает молодого человека. В зрелости ангел наблюдает за повзрослевшим человеком, готовый в любую минуту прийти на помощь. А в старости опять находится рядом.

Изменяется в цикле картин и сам герой. Сначала он младенец, затем юноша, а на заключительной картине — старик с седой головой.

Меняется и окружающая природа. В периодах детства и юности можно наблюдать обильную растительность, красивые цветы. А в периодах зрелости и старости природа увядает, деревья теряют листья, солнце на закате.

Таким образом, картина «Юность» раскрывает следующие характерные черты молодости:

- стремление к самостоятельности и независимости;
- осознание себя взрослым;
- активный поиск своего места в жизни;
- постановка цели и выбор жизненной стратегии.

Картины современных художников:

1) Александр Гунин «Детство»;
2) Леонид Афремов (белорусский художник) «Возвращение к мечте» — стратегия жизненного успеха и «Осень» — стратегия семейного благополучия;
3) Андрей Яковлев «Старость».