Практ. 3

1. Вариант 1. Распознайте в трех пробирках растворы серной кислоты, гидроксида натрия и хлорида натрия.

Лакмус

1 - цвет фиолетовый

2 - цвет синий

3 - цвет розовый

Вывод: в пробирке 1 - хлорид натрия, в пробирке 2 - гидроксид натрия, в пробирке 3 - серная кислота

1. Вариант 2. Определите, содержится ли щелочь в мыльной воде.

Фенолфталеин и раствор мыла

малиновая окраска

Щелочь изменяет окраску индикатора фенолфталеина на малиновый цвет.


2. Вариант 1. Используя набор реактивов, получите нерастворимое основание - гидроксид меди (II), а из него - соль хлорид меди (II).

а) NaOH\mathrm{NaOH} и CuSO4\mathrm{CuSO_4}

б) HCl\mathrm{HCl} и Cu(OH)2\mathrm{Cu(OH)_2}

а) осадок голубого цвета

б) растворение осадка

CuSO4+2NaOH=Cu(OH)2+Na2SO4\mathrm{CuSO_4 + 2NaOH = Cu(OH)_2 + Na_2SO_4}

Cu(OH)2+2HCl=2H2O+CuCl2\mathrm{Cu(OH)_2 + 2HCl = 2H_2O + CuCl_2}

Вывод: нерастворимые основания можно получить реакцией обмена между солью и щелочью, соль можно получить реакцией обмена между основанием и кислотой.

2. Вариант 2. Используя набор реактивов, получите нерастворимый гидроксид железа (III) и превратите его в соль - сульфат железа (III).

а) NaOH\mathrm{NaOH} и FeCl3\mathrm{FeCl_3}

б) H2SO4\mathrm{H_2SO_4} и Fe(OH)3\mathrm{Fe(OH)_3}

a) осадок бурого цвета

б) растворение осадка

FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3+6NaCl\mathrm{FeCl_3 + 3NaOH = Fe(OH)_3 + 6NaCl}

Fe(OH)3+3H2SO4=3H2O+Fe2(SO4)3\mathrm{Fe(OH)_3+3H_2SO_4 = 3H_2O + Fe_2(SO_4)_3}

Вывод: нерастворимые основания можно получить реакцией обмена между солью и щелочью, соль можно получить реакцией обмена между основанием и кислотой.

3. Вариант 1. Даны вещества: железо, медь, серная кислота, гидроксид натрия, хлорид железа (III), карбонат кальция. Определите, с какими из них реагирует хлороводородная (соляная) кислота. Проведите возможные реакции. Составьте уравнения этих реакций и назовите их продукты.

а) HCl\mathrm{HCl} и Fe\mathrm{Fe}

выделение газа

Fe+2HCl=FeCl2+H2\mathrm{Fe + 2HCl = FeCl_2 + H_2} (хлорид железа (II) и водород)


б) HCl\mathrm{HCl}, NaOH\mathrm{NaOH} и фенолфталеин

малиновая окраска обесцвечивается

HCl+NaOH=NaCl+H2O\mathrm{HCl + NaOH = NaCl + H_2O} (хлорид натрия и вода)


в) HCl\mathrm{HCl} и CaCO3\mathrm{CaCO_3}

выделение газа

CaCO3+2HCl=CaCl2+H2O+CO2\mathrm{CaCO_3 + 2HCl = CaCl_2 + H_2O + CO_2} (хлорид кальция, оксид углерода (IV) и вода)

3. Вариант 2. Даны вещества: HCl, Cu, H2SO4, KOH, FeCl3, CaCO3. Определите, с какими из них реагирует гидроксид натрия. Проведите возможные реакции. Составьте уравнения этих реакций и назовите их продукты.

а) NaOH\mathrm{NaOH}, HCl\mathrm{HCl} и лакмус

розовая окраска сменяется на фиолетовую

HCl+NaOH=NaCl+H2O\mathrm{HCl + NaOH = NaCl +H_2O} (хлорид натрия и вода)


б) NaOH\mathrm{NaOH} и метилоранж

красная окраска сменяется на оранжевую

2NaOH+H2SO4=Na2SO4+2H2O\mathrm{2NaOH + H_2SO_4 = Na_2SO_4 + 2H_2O} (сульфат натрия и вода)

в) NaOH\mathrm{NaOH} и FeCl3\mathrm{FeCl_3}

выпадение бурого осадка

FeCl3+3NaOH=Fe(OH)3+3NaCl\mathrm{FeCl_3 + 3NaOH = Fe(OH)_3 + 3NaCl} (гидроксид железа (III) и хлорид натрия)

4. Вариант 1. Накипь на дне и стенках чайника состоит в основном из карбоната кальция CaCO3. Какую химическую реакцию можно использовать для очистки чайника от накипи? Проведите эту реакцию, используя выданные реактивы. Составьте уравнение химической реакции, укажите ее тип. Назовите продукты реакции.

HCl\mathrm{HCl} и CaCO3\mathrm{CaCO_3}

выделение газа

CaCO3+2HCl=CaCl2+CO2+H2O\mathrm{CaCO_3 + 2HCl = CaCl_2 + CO_2 + H_2O} (хлорид кальция, оксид углерода (IV) и вода)

4. Вариант 2. С помощью каких химических реакций можно очистить гвоздь от ржавчины, состоящей из оксида железа (III) и гидроксида железа (III)? Осуществите эти реакции, используя выданные реактивы.

HCl\mathrm{HCl} и Fe2O3\mathrm{Fe_2O_3}, Fe(OH)3\mathrm{Fe(OH)_3}

растворение осадка

Fe2O3+6HCl=2FeCl3+3H2O\mathrm{Fe_2O_3 + 6HCl = 2FeCl_3 + 3H_2O} (хлорид железа (III) и вода)

Fe(OH)3+3HCl=3FeCl3+3H2O\mathrm{Fe(OH)_3 + 3HCl = 3FeCl_3 + 3H_2O} (хлорид железа (III) и вода)

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_8, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!