§ 5. Социальные процессы и изменение общества

1. Конкретизируйте примерами разные типы социальных процессов.

Выделяют различные типы социальных процессов:

1) прогрессивные — политические, экономические реформы (например, отмена крепостного права в 1861 году — крестьяне получили личную свободу и право распоряжаться своей жизнью);

2) регрессивные — загрязнение морей, атмосферы человеком приводит к экологическим проблемам в мире;

3) революционные — революции в Российской и Французской империях, в результате которых в этих странах поменялся режим правления — страны стали республиками;

4) эволюционные — одомашнивание растений и животных (постепенные изменения, которые привели к новым занятиям — земледелию и скотоводству);

5) стихийные (незапланированные) — беспорядки болельщиков после проигрыша любимой команды;

6) сознательные (запланированные) — акция «бессмертный полк» — международное патриотическое движение (когда потомки несут фотографии своих родственников-участников Великой Отечественной войны).

2. Сформулируйте, в чём заключается отличие между толпой и публикой. Какие факторы могут спровоцировать превращение публики в паническую толпу? Найдите примеры в источниках информации.

Толпа — временное скопление людей, лишенных общей осознанной целью, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания.

Публика — временное собрание людей, которое складывается на основе их общих интересов и при обязательном наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы (на трибуне стадиона, в концертном зале).

Отличия между толпой и публикой:

  1. Для толпы характерны внушаемость, дезиндивидуализация. Она объединена пространственно и эмоционально. А в публике человек сохраняет свои индивидуальные характеристики, духовное единство, не зависящем от объединенности в пространстве.
  2. Можно принадлежать к разным видам публики (ценитель классической музыки и одновременно болельщик волейбольной команды), но только к одной толпе.
  3. Толпа больше нетерпима, чем публика.
  4. Публика при определенных обстоятельствах может стать толпой, наоборот невозможно.
  5. Толпа менее однородна, чем публика.
  6. Толпа часто подчиняется вождю, публика не подчиняется
  7. В отличии от толпы у публики возможна критика, дискуссия и выражение собственного мнения.
  8. Публика — это интеллектуальная общность, а толпа создается в первую очередь физическим контактом.

Существуют ситуации, когда публика превращается в паническую толпу, которая стихийно спасается от реального или воображаемого источника опасности.

Факторы, провоцирующие превращение публики в паническую толпу:

  1. социальные – общая напряженность в обществе, вызванная природными, экономическими и политическими бедствиями (например, во время концерта начался пожар);
  2. физиологические – усталость, голод, алкогольное опьянение могут привести к опасным последствиям при массовом скоплении людей;
  3. психологические — удивление, испуг, неожиданность, которые вызваны недостатком информации о возможных опасностях.

3. Охарактеризуйте (по собственному выбору) социальный процесс по следующим позициям: массовый характер; целенаправленность; повторяемость во времени; устойчивость; содержание.

Революция в 1917 году — социальный процесс, это однонаправленные и повторяющиеся действия, которые изменили ситуацию в Российской империи. Этому процессу присущи следующие свойства:

  1. массовый характер — была охвачена практически вся страна;
  2. целенаправленность — революция была направлена на решение определенных вопросов: нерешенность аграрного вопроса, участие страны в Первой мировой войне, тяжелое положение крестьян и рабочих;
  3. повторяемость во времени (революция в России произошла в 1905 году, затем Февральская и Октябрьская революции в 1917 году);
  4. устойчивость — все этапы революции связаны между собой общей целью;
  5. содержание (в результате революции была свергнута монархия и к власти пришли большевики, а в 1921 году образовалось новое государство — СССР).
Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!