§ 4. Социальная коммуникация
1. На перемене один учащийся рассказывает нескольким одноклассникам о хоккейном матче, на котором он побывал вчера в качестве болельщика, и приглашает их посетить вместе с ним следующий матч. Составьте структурную схему социальной коммуникации для описанной ситуации. Классифицируйте, какие виды социальной коммуникации представлены в данной ситуации.
Структурная схема:
- Коммуникатор (кто передает сообщение) — учащийся.
- Сообщение (что передается) — информация о посещении хоккейного матча, приглашение посетить вместе следующий матч.
- Канал (как осуществляется передача) — устный рассказ ученика, речь.
- Аудитория (кому направлено сообщение) — одноклассники.
- Обратная связь (реакция аудитории) — эмоции, согласие или отказ посетить следующий матч.
В данной ситуации представлены следующие виды социальной коммуникации:
- по субъектам — межличностная (происходит процесс передачи и получения информации между несколькими личностями);
- по способу установления контакта — непосредственная (учащийся рассказывает лично, без применения средств связи);
- по способу трансляции — вербальная (используется устная речь).
2. Сформулируйте особенности массовой коммуникации в современном обществе.
Массовая коммуникация — процесс распространения информации при помощи технических средств (телевидение, пресса, компьютерная техника, радио) на рассредоточенные, численно большие аудитории.
Особенности массовой коммуникации в современном обществе:
- массовость, неоднородность и анонимность аудитории;
- отсутствие непосредственного контакта между коммуникатором и аудиторией;
- наличие технологического канала передачи информации;
- отсутствие или слабая связь с аудиторией;
- небольшая стоимость получения информации;
- привлечение аудитории в интересах рекламодателей.
3. Аргументируйте с привлечением статистических данных, какое средство массовой коммуникации является наиболее распространённым, занимает лидирующие позиции в обществе.
Выделяют следующие средства массовой коммуникации:
1) средства массовой информации (печать, телевидение, Интернет, радио);
2) средства массового воздействия (театр, литература, цирк, кино);
3) технические средства коммуникации (телефон, электронная почта).
Лидирующие позиции в обществе занимает Интернет. Он является наиболее распространенным средством массовой коммуникации в республике Беларусь. Ежегодно наблюдается постоянный рост аудитории Интернета, преимущественно за счет молодежи (этот процесс можно проследить в таблице).
Годы |
2010 г. | 20110 г. | 20120 г. | 20130 г. | 20140 г. | 20150 г. | 20200 г. |
Кол-во абонентов Интернета, тыс. чел |
4808 | 6062 | 7469 | 8407 | 8624 | 9108 | 13445 |
4. Проанализируйте актуальную новость, которая вызвала широкий общественный резонанс.
Самая актуальная новость XX века — это открытие атомной энергии. Атомная энергетика позволяет уменьшить потребление органического топлива и сократить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Но произошло два мировых негативных события: сброс на японские города Хиросима и Нагасаки атомных бомб американцами и взрыв атомной электростанции в Чернобыле в 1986 году. В результате погибли и пострадали тысячи людей. Эти события вызвали общественный резонанс — выраженное общественное мнение на определенное событие в мире. Реакция различных слоев населения во всех странах была негативной в отношении дальнейшего использования атомной энергии.