§ 4. Социальная коммуникация

1. На перемене один учащийся рассказывает нескольким одноклассникам о хоккейном матче, на котором он побывал вчера в качестве болельщика, и приглашает их посетить вместе с ним следующий матч. Составьте структурную схему социальной коммуникации для описанной ситуации. Классифицируйте, какие виды социальной коммуникации представлены в данной ситуации.

Структурная схема:

  1. Коммуникатор (кто передает сообщение) — учащийся.
  2. Сообщение (что передается) — информация о посещении хоккейного матча, приглашение посетить вместе следующий матч.
  3. Канал (как осуществляется передача) — устный рассказ ученика, речь.
  4. Аудитория (кому направлено сообщение) — одноклассники.
  5. Обратная связь (реакция аудитории) — эмоции, согласие или отказ посетить следующий матч.

В данной ситуации представлены следующие виды социальной коммуникации:

  • по субъектам — межличностная (происходит процесс передачи и получения информации между несколькими личностями);
  • по способу установления контакта — непосредственная (учащийся рассказывает лично, без применения средств связи);
  • по способу трансляции — вербальная (используется устная речь).

2. Сформулируйте особенности массовой коммуникации в современном обществе.

Массовая коммуникация — процесс распространения информации при помощи технических средств (телевидение, пресса, компьютерная техника, радио) на рассредоточенные, численно большие аудитории.

Особенности массовой коммуникации в современном обществе:

  • массовость, неоднородность и анонимность аудитории;
  • отсутствие непосредственного контакта между коммуникатором и аудиторией;
  • наличие технологического канала передачи информации;
  • отсутствие или слабая связь с аудиторией;
  • небольшая стоимость получения информации;
  • привлечение аудитории в интересах рекламодателей.

3. Аргументируйте с привлечением статистических данных, какое средство  массовой коммуникации является наиболее распространённым, занимает лидирующие позиции в обществе.

Выделяют следующие средства массовой коммуникации:

1) средства массовой информации (печать, телевидение, Интернет, радио);
2) средства массового воздействия (театр, литература, цирк, кино);
3) технические средства коммуникации (телефон, электронная почта).

Лидирующие позиции в обществе занимает Интернет. Он является наиболее распространенным средством массовой коммуникации в республике Беларусь. Ежегодно наблюдается постоянный рост аудитории Интернета, преимущественно за счет молодежи (этот процесс можно проследить в таблице).

Годы

2010 г. 20110 г. 20120 г. 20130 г. 20140 г. 20150 г. 20200 г.

Кол-во абонентов Интернета, тыс. чел

4808 6062 7469 8407 8624 9108 13445

4. Проанализируйте актуальную новость, которая вызвала широкий общественный резонанс.

Самая актуальная новость XX века — это открытие атомной энергии. Атомная энергетика позволяет уменьшить потребление органического топлива и сократить выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Но произошло два мировых негативных события: сброс на японские города Хиросима и Нагасаки атомных бомб американцами и взрыв атомной электростанции в Чернобыле в 1986 году. В результате погибли и пострадали тысячи людей. Эти события вызвали общественный резонанс — выраженное общественное мнение на определенное событие в мире. Реакция различных слоев населения во всех странах была негативной в отношении дальнейшего использования атомной энергии.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!