§ 3. Социальные статусы, роли и мобильность
1. Конкретизируйте примерами все названные в тексте виды социальных статусов человека (на своём примере, на примере своих родителей).
Социальный статус — положение, которое человек или социальная группа занимают в обществе. У человека может быть несколько социальных статусов.
Наличие статусного набора можно проследить на примере ученика 10 класса Андрея.
Андрей имеет следующие статусы:
а) предписанные (навязаны обществом, не зависят от заслуг и усилий человека):
- мужчина (половой признак);
- ребенок (возраст);
- европеид (расовая принадлежность);
- горожанин (территория проживания);
- гражданин Белорусии (принадлежность к государству).
б) приобретенные (получены благодаря его умственным и физическим способностям):
- ученик 10 класса;
- капитан школьной футбольной команды;
- победитель олимпиады по математике.
в) личный статус:
- сын, брат, внук (принадлежность к семье);
- друг;
- лидер в компании друзей.
г) групповой статус:
- белорус (национальная принадлежность);
- православный (религиозная принадлежность);
- представитель молодежи.
2. Приведите примеры санкций (из литературы, истории), которые применялись к людям, действия которых не соответствовали ролевым требованиям и ожиданиям.
Санкция — реакция общества на поведение человека или группы.
Примеры санкций:
1. Формальная позитивная — Жорес Алферов получил в 2000 году Нобелевскую премию по физике за разработку полупроводниковых гетероструктур.
2. Формальная негативная — казнь декабристов после восстания на Сенатской площади в Санкт-Петербурге в 1825 году.
3. Неформальная позитивная — аплодисменты на концерте Филиппа Киркорова в Минске в 2013 году.
4. Неформальная негативная — осуждение обществом Анны Каренины в одноименном произведении Л.Н. Толстова за её выбор личных интересов превыше интересов семьи.
3. Приведите конкретные примеры, чтобы одновременно наблюдалась:
Социальная мобильность — перемещение индивидов или групп в социальной структуре общества.
Примеры:
а) личная, горизонтальная мобильность — менеджер продаж из одной фирмы уволился перешел на работу в другую фирму (профессия осталась прежней, а место работы изменилось);
б) групповая, горизонтальная мобильность — переход школьников из 9 класса в 10 класс (школьный класс — группа, состав которой остался прежним, но перешли на образовательный уровень выше).
в) личная, вертикальная мобильность (восходящая вертикальная мобильность — продавец магазина стал директором этого магазина; нисходящая — начальник цеха строительного завода стал простым рабочим завода);
г) групповая, вертикальная мобильность (после революции к власти пришел новый класс — пролетариат).
4. Среди жизненных стратегий можно найти такие, как: «выйти замуж за принца…», «выиграть в лотерею миллион…». Сформулируйте конструктивные жизненные стратегии, связанные с работой, самореализацией, созданием семьи, путешествиями и т. д.
Жизненная стратегия — система ценностей и целей, которые позволяют сделать жизнь человека более эффективной при условии их реализации.
Конструктивные жизненные стратегии:
а) стратегия жизненного успеха — получить высокооплачиваемую должность на работе;
б) стратегия жизненной самореализация — развить способности в определенных видах деятельности;
в) стратегия создания семьи — стремление найти достойного партнера;
г) стратегия путешествия — стремление отправиться в путешествие по Европе;
д) стратегия жизненного благополучия — стремление создать благоприятные условия жизни.