Практ. 3

1. Определите правильно составленную пастбищную цепь питания:

б) трава → кузнечик → лягушка → уж.

2. Найдите ошибки в предложениях. Номера предложений, в которых они сделаны, обведите кружком. Объясните, почему, на ваш взгляд, эти утверждения ошибочны.

Б.

Первым звеном пищевой цепи являются продуценты или детрит.

В.

В процессе фотосинтеза энергия образуется у продуцентов.

Г.

Кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

3. Из приведённого перечня выпишите животных, которых можно отнести к консументам второго порядка: серая крыса, слон, тигр, дизентерийная амеба, скорпион, паук-крестовик, волк, кролик, домовая мышь, саранча, ястреб, морская свинка, крокодил, гусь, лисица, окунь, антилопа, кобра, степная черепаха, виноградная улитка, дельфин, колорадский жук, бычий цепень, кенгуру, божья коровка, белый медведь, белый медведь, стрекоза, яблоневая плодожорка, тля, серая акула.

Серая крыса, тигр, скорпион, паук-крестовик, волк, ястреб, крокодил, гусь, лисица, окунь, кобра, божья коровка, дельфин, белый медведь, стрекоза, серая акула.

4. Рассмотрите рисунок, на котором представлена пастбищная пищевая сеть. Укажите, какие звенья представлены в данной пищевой сети.

Основные звенья в данной сети — это редуценты, представленные в виде бактерий, грибов, гельминтов и мокриц, продуценты в виде злаков, трав и деревьев, консументы I-порядка в лице бобра, кролика и лося, консументы II-порядка: лиса, сова, норка. И консумента III-порядка — волка

5. Рассмотрите изображенную на рисунке пищевую сеть. Определите, какие животные являются продуцентами, а какие — консументами и редуцентами. Перечислите животных — конкурентов, хищников и их жертв.

Продуценты: 1, 2, 3, 5, 6.
Консументы: 7-20.
Редуценты: 4.

Хищники и их жертвы:
сова — мышь, крот, бобр;
ястреб — цапля, гусь, воробьи, бобр, мышь;
сова и ястреб — конкуренты.

6. Определите функциональную роль в экосистеме следующих организмов: а) аскарида, б) волк, в) гнилостная бактерия, г) дятел, д) жук-навозник, е) жук-олень, ж) ель, з) клещ, и) подосиновик, к) сосна, л) сосновая пяденица, м) хлорелла, н) ястреб. Составьте цепь питания из пяти трофических уровней, выбрав необходимые организмы из приведённого выше перечня.

Продуценты: ж, к, м.
Редуценты: в, д, и.
Консументы: а, б, г, е, з, л, н.

Сосна → жук-олень → дятел → ястреб → гнилостная бактерия.

7. На схеме изображена пищевая сеть (не содержит паразитов и редуцентов), которая отражает трофические связи между различными видами (А — О). Установите, каким трофическим уровням соответствуют виды, обозначенные буквами.

I — B, D.
II — E, P, A, C.
III — L, K, N, O.
IV — G, H.
V — M.

8. На рисунке показаны пищевые взаимоотношения некоторых организмов в водоёме. Найдите, какие стрелки на рисунке проведены неправильно. Ответ обоснуйте.

Неправильно проведены стрелки:

3-10. Водяной ослик детритофаг и не питается микроскопическими водорослями.
4-8. Циклопы — хищники. Они питаются зоопланктоном, а на рисунке 4 изображены диатомовые водоросли.
4-15. Мальки рыб так же не питаются диатомовыми водорослями.
11-14. Насекомые не едят личинок комаров.

9. Сделайте вывод о закономерности переноса вещества и энергии в цепях и сетях питания.

Детритные цепи связаны с пастбищными через минеральные вещества. Также консументы пастбищных цепей могут поедать детритофагов и крупных редуцентов, за счет чего между пастбищными и детритными цепями возникают дополнительные связи. Благодаря взаимосвязи пастбищных и детритных цепей в экосистеме формируется сложная пищевая сеть, обеспечивающая постоянство процессов превращения вещества и энергии.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!