Практ. 2
1. Рассмотрите рисунок. Составьте и схематически запишите пищевую цепь из организмов, представленных на рисунке. Отметьте, как называется пищевая цепь, которую вы записали.
Возможно два варианта пастбищных цепей:
1) Дерево → гусеница → дятел → сокол
2) Дерево → гусеница → божья коровка
Птицы не питаются божьими коровками.
2. Составьте цепь питания из перечисленных компонентов:
а) бактерии, гиена, лев, антилопа, растения:
растения → антилопа → гиена → лев → бактерии.
б) растения луга, лягушка, уж, ястреб-змееяд, насекомые:
растения луга → насекомые → лягушка → уж → ястреб.
3. Составьте две возможные цепи питания из организмов следующих видов: белка, лягушка, ель, бабочка, куница, ястреб-змееяд, стрекоза, чертополох, уж.
1) Ель → белка → куница;
2) Чертополох → бабочка → стрекоза → лягушка → уж → ястреб → змееяд.
4. Рассмотрите рисунок, определите организмы, изображённые на нём. Составьте и запишите возможные пищевые цепи из организмов, представленных на рисунке. Отметьте, как называются такие пищевые цепи.
Детритные пищевые цепи:
1) Опавшая листва → клещ → жужелица → крот → блоха → грибы и гельминты.
2) Опавшая листва → ногохвостка → паук → крот → блоха → грибы и гельминты.
3) Опавшая листва → ногохвостка → паук → крот → клещ → грибы и гельминты.
5. Дополните схемы следующих цепей питания:
а) тимофеевка луговая → гусеница → кукушка → лиса → рысь;
б) опавшая листва → дождевой червь → грибы → гетеротрофные протисты → почвенные бактерии.
6. Составьте сеть питания организмов, обитающих в школьном аквариуме: водоросли, водные растения, инфузории, дафнии, моллюски, рыбы, бактерии, плесневые грибы. Объясните, почему исключение из этой цепи моллюсков и инфузорий приведёт к резкому нарушению равновесия.
Исчезновение моллюсков приведёт к загрязнению воды, что повлечёт за собой гибель рыб. Инфузории — это пища дафний в аквариуме, а дафнии — это пища для рыб, поэтому исчезновение и первых, и вторых приведёт к гибели рыб.
7. Муравьи защищают лес от вредителей. За день население небольшой колонии муравьёв может уничтожить до 100 000 насекомых. Составьте сеть питания, используя перечень видов, связанных с муравьями пищевыми отношениями: гусеницы бабочек, личинки пилильщиков, личинки растительноядных жуков, глухарь, тетерев, тля, дятел, лесные травы (семена осоки, подмаренника, звездчатки, иван-да-марьи).
8. Сделайте вывод о сложности сетей питания в экосистемах и их значении в поддержании стабильности экосистем.
В природе пастбищные цепи связаны с детритными цепями общими пищевыми звеньями и образуют сеть питания.
Наличие в экосистеме пищевой сети способствует выживанию организмов при недостатке определенного вида корма благодаря возможности использовать другой корм. И чем шире видовое разнообразие особей в экосистеме, тем больше пищевых цепей в составе пищевой сети и тем устойчивее экосистема. Выпадение одного звена из цепи питания не нарушит всей экосистемы, так как могут быть использованы источники питания из других пищевых цепей.