§ 1. Общество как система

1. На своём примере конкретизируйте, членом каких социальных общностей может являться человек.

Социальная общность — группа людей, которые объединены по определенному признаку. Человек может быть одновременно членом различных социальных общностей. Например, молодой человек Владимир, 27 лет. Он является гражданином своей страны, по национальности — белорус. Живет в городе, поэтому является горожанином. Владимир относится к молодежи по возрасту. Имеет семью, супругу и ребенка, поэтому относится к таком социальным общностям как супруг и отец. Работает в строительной компании, поэтому его можно отнести к еще одной социальной общности — строителям. По выходным с друзьями играет в волейбол, поэтому является членом волейбольной команды. Перечисленные общности являются устойчивыми объединениями. Существуют и кратковременные образования. На работу Владимир едет на общественном транспорте — он пассажир автобуса. Когда в магазине приобретает товар — потребитель. Болельщик, когда находится на соревнованиях, где выступает его любимая футбольная команда.

2. Опишите искусство как социальный институт (с характеристикой его элементов: сфера деятельности, субъекты, средства).

Искусство — это социальный институт духовной сферы жизни общества. Оно отражает окружающую действительность в художественных образах.

Искусство как социальный институт выполняет определенные функции в обществе. Общеобразовательная функция представляет собой передачу накопленного опыта из поколения в поколение. Познавательная — возможность познания мира посредством эмоционального мышления. Также искусство выполняет эстетическую функцию, которая связана с созерцанием прекрасного и получением от этого удовольствия.

Для искусства характерны следующие признаки:

  • субъективность — автор произведения создает образ таким, каким его представляет сам;
  • образность восприятия — творец переносит окружающую действительность на бумагу, звук, холст;
  • использование специфических средств — слово (литература), цвет (живопись), звук (музыка).

Объектом искусства является окружающая действительность во всем своем многообразии, а субъектом — человек, который создает произведения искусства. Выделяют выразительные (жесты, штрихи, интонации), изобразительные (краски, глина, гранит, мрамор, древесина, металл) и внешние (то, с помощью чего создается произведение) средства искусства.

К основным видам искусства относятся литература, музыка, архитектура, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство.

Роль искусства заключается в удовлетворении духовных потребностей общества.

3. Проследите взаимосвязь различных сфер общественной жизни в следующей ситуации: государство выделило финансирование на реставрацию средневекового замка.

Существует 4 сферы общественной жизни: политическая, экономическая, социальная и духовная. Взаимосвязь этих сфер прослеживается в ситуации: государство выделило финансирование на реставрацию средневекового замка.

Участие государства в виде финансирования — это политическая сфера, так как государство является представителем власти. Выделение финансовых средств на восстановление замка — экономическая сфера. Средневековый замок — это произведение искусства, поэтому относится к духовной сфере жизни общества, так как обеспечивает сохранение этого памятника для будущих поколений. Во время реставрации замка взаимодействуют различные люди: реставраторы, рабочие, что относится к социальной сфере жизни.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!