Практ. 1
1. Рассмотрите предложенные для работы растения и животных. Определите среду их обитания.
(на усмотрение учителя)
2. Распределите предложенные растения по группам:
Гигрофиты: осока, рис, тростник, калужница болотная, папирус
Ксерофиты:
1) суккуленты: кактус, алоэ и тд.
2) склерофиты: полынь, ковыль, саксаул, бодяк, чертополох
Мезофиты: как правило, все оставшиеся растения будут в этой группе
3. Выявите черты приспособленности к среде обитания у организмов одного вида растений и животных. Данные занесите в таблицу.
Вид растения, животного | Среда обитания | Приспособленность |
Кактус | Наземная среда, засушливая |
|
Окунь (речной) | Водная среда, пресная |
|
4. Объясните значение для организмов выявленных приспособлений. Сделайте вывод о соответствии особенностей строения растений и животных условиям их существования.
Кактус находится в засушливых условиях, поэтому его основная задача – сохранить накопленную влагу. Для у него очень развита водозапасающая паренхима, утолщается кутикула и редуцируются листья, что свести к нулю испарения воды.
Обтекаемая форма тела, слизь на чешуе помогают окуню рассекать толщу воды. Гомоцеркальных хвостовой плавник, а также парные грудные и боковые плавники увеличивают манёвренность. Жабры способны усваивать до 95% кислорода, растворённого в воде. Плавательный пузырь поддерживает гидростатичность. Развитые гломерулы нужны для того, чтобы не произошло обводнения, т. к. окунь(речной) находится в пресной воде (гипотоническом растворе). А темная спинная сторона делает рыбу незаметной для наземных хищников, а светлая брюшная – для водных
Особенности строения тесно связаны со средой обитания, потому что эти самые особенности возникают из-за среды. А возникшие адаптации повышают выносливость и адаптивность организмов, что увеличивает их выживаемость.
5. Известно, что приспособленность организмов к среде обитания носит относительный характер. Приведите несколько примеров относительной приспособленности.
Панцирь черепахи защищает её от многих наземных хищников, но не может защитить её от хищных птиц, которые сбрасывают черепаху с большой высоты на камни, в следствие чего панцирь раскалывается и птица съедает черепаху.
Берёзовые пяденицы сливаются со стволами берёз, тем самым защищаясь от птиц. Однако, если стволы берёз почернеют из-за высокой загрязненности воздуха, то птицы легко увидят светлых бабочек на тёмном фоне ствола.
Заяц-беляк меняет окрас на белый, чтобы сливаться с белым снегом и быть незаметным для хищников. Но если зимой снег выпал очень поздно, то уже побелевший заяц-беляк будет легко заметен.
6. Разные группы животных, освоивших сушу, имеют сходные приспособления для существования в условиях пониженной влажности. Составьте схему классификации таких приспособлений.
Низкая плотность среды: прочные экзо- или эндоскелет
Сокращение потери влаги: развитие покровов: рогового и кожного
Низкие и высокие температуры: волосяной и перьевой покровы, развитие жировой клетчатки
Передвижение: пятипалые конечности
7. Учащиеся, совершая экскурсию на водоём, обнаружили в неглубокой прибрежной части кладку икры лягушки. Исследуя кладку, они обратили внимание на любопытный факт: все икринки в кладке темной половинкой повёрнуты вверх, а светлой – вниз. Как можно объяснить этот факт?
Смотря со дна, светлая часть икринок сливается со светлым небом. А смотря с земли на темную часть икры её не видно, т. к. она сливается с тёмным дном. Таким образом икра защищена от водных и наземных хищников.