Обобщение 2. Раздел ІІ
1. Составьте тезисный план ответа, ментальную карту или инфографику по одному из следующих вопросов с использованием теоретического и фактологического материала:
а) балты на территории Беларуси:
ІІ тыс. до н. э. — V в. н. э. - балты в Беларуси - ассимиляция доиндоевропейского населения
VI — начало XІI в. - славяне в Беларуси - славянизация балтского населения
б) славянская колонизация белорусских земель:
IV в. | Появление славян на территории Беларуси. |
VI—VII вв. | Разделение славян на три группы: западных, восточных, южных. |
VIII—IX вв. | Возникновение этнотерриториальных общностей кривичей-полочан, дреговичей, радимичей. |
в) формирование белорусской народности:
1. Признаки народности:
- язык
- культура
- быт
- самосознание
- территория проживания
2. «Белая Русь»
Версии происхождения названия:
- сторона света
- цвет одежды
- цвет волос
- свободные от захватчиков
Вторая половина XIII в. - впервые упоминается термин «Белая Русь» в Дублинской рукописи
1382 г. — Полоцк упоминается в хрониках как крепость Белой Руси
2. Разделите понятия на три группы. Признаки групп определите самостоятельно. Объясните, по какому принципу вы объединили слова в группы. Сформулируйте вопросы, ответить на которые вам помогут слова из этих групп. Составьте развернутый план по одному из этих вопросов.
Группы:
1. Этнос, народность, этническая территория, полиэтничность, "Белая Русь"
2. Кривичи-полочане, дреговичи, радимичи
3. Венеды, анты, славяне, балты, ассимиляция
Понятия из первой группы характертеризуют "этнос".
Понятия из второй группы - этнотерриториальные общности, сформировавшиеся из восточнославянских племен.
Понятия из третьей группы - племенные группы и процессы, которые происходили с ними.
Вопросы:
1. Какой есть синоним к слову "народ"? Какая форма этноса была характерна для рабовладельческого и феодального строя? Какие основные признаки этноса? Синоним к слову "многонациональность". У какого названия есть слудующие версии происхождения: сторона света, цвет одежды, цвет волос свободные от захватчиков?
2. Какие этнотерриториальные общности сформировались из восточнославянских племен?
3. Какое название происходит от кельтского vindos, что означает "белый"? Как византийские писатели назвали раннеславянские племена IV—VII веков? Какая крупнейшая в Европе этноязыковая общность? Какие древние племена населяли в I тыс. н. э. юго-запад Прибалтики, Верхнее Поднепровье и бассейн Оки? Какой процесс происходил с племенами балтов с VI по VIII вв.?
План по вопросу "Какие основные признаки этноса?":
— этническая территория;
— особые антропологические черты (внешний вид);
— особенности психического склада (характер);
— язык;
— этническое самосознание;
— самоназвание (этноним);
— своеобразная культура.
3. Проанализируйте хронологическую таблицу «Этнические процессы на белорусских землях», помещенную в начале раздела. Подумайте, какими событиями из этнической истории Беларуси можно ее дополнить. Определите наиболее существенные события, повлиявшие на формирование этнической территории белорусов.
Эту таблицу можно было бы дополнить следующими событиями из этнической истории Беларуси: нахождение этнической территории белорусов в XIII в. - первой половине XVI в. в границах ВКЛ, объединение белорусских земель в составе Речи Посполитой.
На формирование этнической территории белорусов повлияло объединение территорий в составе ВКЛ.
4. Заполните таблицу «Балты и славяне на белорусских землях».
Этнос | Хронологические рамки | Тип хозяйства |
Основные занятия |
Орудия труда |
Жилье |
Балты | ІІ тыс. до н. э. — V в. н. э. |
Производящее хозяйство | Земледелие, животноводство, охота, рыболовство, гончарное дело, бронзолитейное дело, обработка железа, прядение и ткачество | Орудия делали из кремня, рога, кости и дерева | Жилища свайной конструкции. Строились из столбов, покрытые сверху крышей, деревянные стены обмазывали глиной, а в центре размещали очаги. |
Славяне | VI — начало XXI в. | Производящее хозяйство | Земледелие, скотоводство и рыболовство | Мотыга, топор, соха, борона-суковатка, заступ, серп, цепы, зернотерки, ручные жернова, рало, деревянный плуг | Жилища срубной конструкции с длиной стен, равной 2,5—4,5 м. Пол был песчаный, углубленный в землю. Жилища обогревали очагами и печами, сложенными из камней, глины, болотной железной руды. Их размещали, как правило, в северном углу. Полуземлянки прямоугольной формы. |
5. Заполните таблицу «Условия формирования белорусского этноса».
Условия | Позитивные | Негативные |
Социально-экономические | Развитие сельского хозяйства и ремесла, активизация торговли между деревней и городом, установление прочных связей между отдельными регионами Беларуси. | Белорусские города после раздела Речи Посполитой и включения в состав Российской империи утратили белорусский этнический характер. В некоторых городах до 70 % составляло еврейское население. |
Общественно-политические | Нахождение этнической территории белорусов в XIII в. - первой половине XVI в. в границах ВКЛ. | Полонизация. |
Духовные | Определенную роль в этнической консолидации играл конфессиональный фактор. Признак веры становился своеобразным признаком народа. Понятие «православный» в то время отождествлялось с понятием «русский». | После включения в Российскую империю был запрещен католицизм, униатство. Абсолютное большинство населения было обращено в православие, что содействовало не этнической самостоятельности, а усилению русских интеграционных процессов, русификации края. |
6. Заполните синхроническую таблицу важнейших событий в древней истории Беларуси и стран Европы. Страны и критерии для синхронизации выберите сами. Используйте знания, полученные в ходе изучения раздела I. Какие выводы можно сделать на основании этой таблицы?
Событие (критерии для синхронизации) |
Беларусь |
Появление балтов | ІІ тыс. до н. э. |
Расселение древних индоевропейцев | с середины ІІІ тыс. до н. э. |
Формирование общеславянской общности |
с VI в. |
«Великое переселение народов» | IV—VII вв. |
Этническая история Беларуси условно делится на два периода: доиндоевропейский и индоевропейский. Индоевропейский период этнической истории Беларуси начинается в бронзовом веке с расселения на ее территории индоевропейских племен (середина ІІІ тыс. до н. э.) и продолжается по сей день. В его пределах выделяются балтский и славянский этапы.
7. Выскажите мнение, почему в процессе изучения этнической истории, в том числе белорусской, необходимо использовать информацию из различных по происхождению исторических источников и методы точных наук.
Потому что только так может получиться более полная и точная историческая картина.
8. Разъясните причинно-следственную связь между «великим переселением народов» и расселением восточнославянских племен на территории Беларуси.
Расселение славян в Европе приобрело массовый характер во время так называемого Великого переселения народов в конце V — начале VII в. Славяне занимали земли южнее реки Припять и отсюда расселялись по территории Беларуси. Шли с юга и юго-запада в направлении севера. Двигались они преимущественно по рекам и притокам.
9. Разъясните взаимосвязь между общественным разделением труда и формированием общих черт хозяйственной деятельности белорусской народности.
Главной экономической предпосылкой складывания белорусской народности стали изменения, произошедшие в развитии сельского хозяйства и ремесла в XIV—XVI вв. Постепенно натуральное хозяйство утрачивало роль ведущего типа хозяйства. Крестьяне вовлекались в товарно-денежные отношения. Расширился обмен между городом и деревней. Образовалась сеть сухопутных дорог, что способствовало развитию торговли.
10. Как автор документа характеризует образ жизни славян?
Автор документа характеризует земледелие, животноводство, доброту и скромность характера как основу образа жизни славян.
11. Какие черты характера славянских воинов можно назвать на основе приведенного описания? Используйте отрывок из «Готской войны» Прокопия Кесарийского (§ 5) для уточнения этой характеристики.
Хитрость, изобретательность, мужество.
12. Определите военные качества славян.
Мобильность, способность сражаться в любых условиях.
13. Составьте характеристику славян на основании отрывков из «Готской войны» Прокопия Кесарийского и «Стратегикона» Маврикия.
Славяне были очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них белый или золотистый. Образ жизни у них без удобств и роскоши. Эти люди очень добрые, смелые, свободолюбивые и скромные. Они выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.
14. Какие традиционные символы зашифрованы в орнаменте на белорусском флаге?
В основе орнамента на флаге лежит узор «Восходящее солнце», вытканный в 1917 году Матрёной Маркевич. Он был найден в архивах Белпромсовета и изначально предназначался для женской одежды.
Основной элемент — расположенный в центре орнамента ромб. Он является древним символом восходящего солнца. Фигуры справа и слева от ромба — символ благосостояния и богатства. Две крестообразно пересечённые линии с четырьмя точками между ними внутри ромба означают засеянное поле. Попарно соединённые ромбы вверху и внизу орнамента — символ продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Между ними и центральной фигурой проходят линии из четырёх прямоугольников с чёрточками, отходящими со всех сторон. Они называются «вотивными знаками», которые обозначают пожелание о том, чтобы всё, что просит человек, сбылось.