§ 6. Конфессиональные отношения
1. Объясните, почему католики называли униатскую церковь «мужицкой».
Паны говорили на польском языке, а мужики — на белорусском. Белорусский язык поэтому назывался "мужицкий". Служба в униатской церкви велась как раз на белорусском языке. Отсюда и название "мужицкая церковь".
2. Представьте себя на месте белорусского крестьянина (крестьянки), которые придерживались униатства. Каким могло быть ваше отношение к переводу в православие? Свой ответ поясните. Воспользуйтесь методической рекомендацией «Как моделировать свое поведение в условной исторической ситуации» на с. 155 учебного пособия.
Если представить себя на месте белорусского крестьянина (крестьянки), которые придерживались униатства, то, вероятно, я бы тоже отказал(ся/ась) от перевода в другую церковь, неважно, православную или любую другую.
Для людей того времени религия имела очень большое значение. Традиции, обряды передавались из поколения в поколение. На главу семьи ложилась огромная ответственность в принятии подобного решения. Неудивительно, что многие отказывались от перевода в православие.
3. Определите причины появления царского указа о высылке иезуитов за пределы Российской империи. Для ответа вспомните цели создания ордена иезуитов.
Причиной появления царского указа о высылке иезуитов за пределы Российской империи стало восстановление «Товарищества Иисуса» Папой Римским в 1814 г. «Товариществом Иисуса» стали руководить из Рима. Сославшись на то, что иезуиты «возомнили потрясать… в Царстве нашем православную греческую веру», император Александр I в 1815 г. объявил об изгнании иезуитов из Петербурга.
Цели создания ордена иезуитов:
Орден основан с целью защиты и распространения римско–католической церкви и папского единодержавия. Официально целью ордена иезуитов считалось обучение людей католичеству, развитие науки и миссионерство. Тайная миссия ордена состояла в шпионаже по заданиям Римских Пап и выполнении исследований для церкви.
4. Объясните, для чего был принят царский указ о передаче имений, принадлежащих католическим монастырям, в разряд казенных (государственных).
Важнейшим условием политической стабильности в западных губерниях было единение государственной власти и православного населения. Поэтому правительство пошло на сокращение численности католического духовенства и уменьшение его имущества. Ликвидация католической церкви как крупного феодала-собственника ставила ее в большую зависимость от государства.
5. Объясните причинно-следственную связь между следующими историческими явлениями: присоединение униатов к Русской православной церкви → укрепление позиций российского правительства в западных губерниях.
В 1830-е гг. начались мероприятия по присоединению униатских верующих к Русской православной церкви, потому что важнейшим условием политической стабильности в западных губерниях российское правительство считало единение государственной власти и православного населения с целью изоляции повстанцев-католиков.
6. Проведите исследование по теме «Униаты после включения белорусских земель в состав Российской империи: присоединение к Русской православной церкви». Подготовьте сообщение об итогах исследования к уроку обобщения.
С присоединением Беларуси к России положение униатской церкви изменилось. Уже в 1794 году Екатерина II издала указ о прекращении действия унии. В период 1794— 1795 годов добровольно и принудительно в лоно православной церкви было возвращено более 200 тысяч униатов, другая часть униатов перешла в католичество. Были закрыты все униатские епархии Российской империи, кроме архиепископства Белорусского. При Павле I и Александре I была возобновлена деятельность Луцкой и Брестской епархий, многие из униатов начали возвращаться к униатству. Но после восстания 1830—1831 годов отношение к униатам вновь стало резко негативным. Под нажимом властей 12 февраля 1839 года на соборе в Полоцке униатские епископы во главе с Иосифом Семашко провозгласили прекращение действия Брестской церковной унии и подали просьбу на имя Николая I присоединить униатов к православной церкви. В результате этого более чем 1,5 миллионов униатов вернулись в православие, более 500 тысяч перешли в католичество. Только в начале XX века, после издания указа о веротерпимости (1905 г.), униатам было разрешено исповедовать свою религию.