6. Формирование белорусской народности

1. Охарактеризуйте процесс формирования белорусской народности при помощи схемы.

Белорусская народность формировалась в XII—XIX вв. Начало формирования белорусской народности восходит к тем далеким временам, когда восточные славяне расселились на территории современной Беларуси и взаимодействовали с местными этносами, ассимилируя их.

Дальнейший процесс формирования белорусской народности продолжался в период политической раздробленности и во времена ВКЛ. В XIII—XVI вв. единая верховная власть, государственное управление, законодательство содействовали более тесным политическим, экономическим и этническим связям между княжествами, воеводствами, поветами и волостями ВКЛ. Постепенно формировались этническая территория белорусов, общие черты в хозяйственной деятельности, обрядах, обычаях, народном художественном творчестве и бытовой культуре на этой территории.

Складывался также единый старобелорусский, или древнебелорусский, язык. Для него характерны «дзеканье» и «цеканье» («дзед», «дзень»), твердое произношение звука «р», «аканье» и «яканье» («бяроза»), использование приставных звуков в начале слова («возера», «альняны», «имгла» и т. д.). Древнебелорусский язык постепенно стал официальным языком государственных документов и законодательства. Он обогатился элементами языков русского, польского, литовского и других народов.

Определенную роль в этнической консолидации играл конфессиональный фактор. Признак веры становился своеобразным признаком народа. Понятие «православный» в то время отождествлялось с понятием «русский».

Этническое самосознание — еще одно свойство народности. Его формирование проходит более сложно и продолжительно по сравнению с другими признаками. Этническое самосознание появляется у народа тогда, когда он начинает отделять себя от других народов. В период существования ВКЛ белорусы отличали себя от поляков и литовцев, которые разговаривали на чужом языке и насаждали чужую католическую религию. Значительно позже белорусский народ начал отличать себя от русского народа. Население белорусских территорий ВКЛ долго называло себя русскими и язык свой русским. Этническое самосознание белорусов сформировалось позже остальных этнических признаков.

Еще один признак народности — культура. Она формировалась под воздействием культур соседних народов: русского, польского и литовского, а также под влиянием западноевропейских культурных традиций и традиций гуманизма.

2. Докажите, что в XVI в. завершился процесс формирования белорусской народности. Используйте схему на с. 50—51.

Нахождение этнической территории белорусов в XIII в. - первой половине XVI в. в границах ВКЛ явилось основным политическим условием формирования белорусского этноса.

В XIV - XVI вв. завершилось формирование основных сословий белоруской народности. Окончательно сложилось сословие шляхты

3. Как вы считаете, почему Лев Сапега придавал большое значение факту создания и издания Статута ВКЛ 1588 г. на «ўласнай мове»?

Статут ВКЛ составлен на старобелорусском языке, потому что этот язык понимало большинство жителей страны. Первая статья IV раздела определяла государственный статус старобелорусского языка.

4. Определите особенности традиционной материальной и духовной культуры белорусов в XIV—XVI вв. Составьте ментальную карту либо схему «Особенности народной культуры». Каждое направление культурной жизни проиллюстрируйте примером.

Особенности народной культуры
столкновение западноевропейской и восточноевропейской культурных традиций веротерпимость полилингвизм литературы

 

Представителем ренессансной культуры в Беларуси был первопечатник, гуманист и просветитель Франциск Скорина. В 1521 г. в Праге Ф. Скорина издал 23 библейские книги Ветхого Завета. В Вильно он организовал первую в Беларуси типографию и издал «Малую подорожную книжицу» и «Апостол».

Традиции Ф. Скорины были развиты поэтом-гуманистом Николаем Гусовским, прославившимся своим произведением «Песня о зубре», в котором с патриотических и высоких морально-политических позиций воспета природа родной страны, содержится призыв к укреплению государства, к единству европейских народов, осуждаются войны, междуусобицы.

Крупным вкладом в культуру Беларуси явилась деятельность Сымона Будного. Он впервые издал напечатанные на белорусском языке «Катехизис», «Об оправдании грешного человека перед богом», «Про светскую власть», «Новый завет».

Взгляды С. Будного поддерживал и развивал Василий Тяпинский. Он издал на церковнославянском и белорусском языках Евангелие. В предисловии к нему он обратился к белорусской знати с просьбой о духовной и материальной поддержке белорусской культуры.

Важным явлением белорусской культуры явилась историко-хроникальная литература. Наиболее известными произведениями этого жанра стали «Летописец великих князей Литовских», «Хроника Великого княжества Литовского и Жемойтского», «Хроника Быховца», «Хроника польская, литовская, жемойтская и всей Руси» М. Старыйковского. Во второй половине XVI в. на смену традиционному летописанию пришла историко-мемуарная литература: «Письма» оршанского старосты Ф.Кмиты-Чернобыльского, мемуары новогрудского судьи Ф. Евлашевского, «Баракулабская хроника».

На процесс становления и развития белоруской архитектуры и изобразительного искусства значительно повлияли древнерусские традиции, а также лучшие достижения архитектуры и искусства западноевропейских стран. Белорусские мастера создали самобытные памятники в готическом, романском стиле и стиле барокко. Образцом белорусской готики являются церкви оборонительного типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Супрасли, Заславле. Во второй половине XVI в. были построены культовые здания в традициях ренессанса (протестантский собор в Сморгони и костел в Несвиже). С конца XVI в. появляется борокко. В этом стиле итальянским архитектором Дж. М. Бернардини в Несвиже был построен иезуитский костел. В светской архитектуре появляются крепости-замки в Новогрудке, Лиде, Гродно, Мире и др. Их возникновение было вызвано необходимостью обороны.

В тесной связи с архитектурой развивалась живопись и скульптура. Наиболее активно развивалась иконопись. Она создавалась под влиянием древнерусского и византийского искусства. Характерными являются иконы «Матерь божья Замилованне», «Матерь божья Иерусалимская», «Матерь божья Смоленская» и др. С XV в. появляются произведения светской живописи в жанре портрета. Распространенным был и такой вид живописи, как книжная миниатюра – рисунок на страницах рукописей небольшого размера и тонкой техникой исполнения. Скульптурные произведения украшали церкви, костелы, дворцы феодалов.

5. Назовите основные жанры народного творчества, раскройте его тематику. Используйте знания по белорусской литературе.

Основными жанрами народного творчества были песни, сказки, загадки, афоризмы, пословицы и поговорки

Обрядовые песни разделялись на весенние, летние, осенние, зимние (в зависимости от изменений в природе и сельскохозяйственной деятельности). Отдельно выделялась семейно-обрядовая поэзия. Самыми многочисленными были свадебные песни. Больше всего радовались наши предки рождению ребенка. Сказки были построены на вымысле, который в фантастической форме изображал борьбу героев с чудовищами, воплощавшими враждебные человеку силы природы и общества. В загадках, пословицах проявлялись исторический опыт народа, его отношение к общественным событиям и даже к погоде.

6. Познакомьтесь со статьями «Белая Русь» на белорусском и русском языках в свободной энциклопедии Википедия. Определите, какие отличия есть в статьях. Как вы считаете, с чем они связаны? На основе дополнительных источников информации подготовьте сообщение о происхождении названия «Белая Русь».

Отличия:

Статья на белорусском языке

Статья на русском языке

Отличия связаны с различными версиями происхождения названия "Белая Русь".

Происхождение названия «Белая Русь»

Существует несколько наиболее распространенных теорий происхождения названия "Белая Русь".

Известный русский историк XVIII в. В. Татищев считал, что на­звание «Белая Русь» происходит от белого цвета льняной одежды местных жителей. Белорусский этнограф Е. Карский объяснял обра­зование термина антропологическими особенностями белорусов - «блондинов с голубыми или светло-серыми глазами». П. Крапивин связывал такое название с широким распространением в топони­мике Беларуси, в названиях рек и озер, слова «белая». М. Ильинский считал, что г. Бельск на территории современной Польши мог дать соответствующее название всей подконтрольной себе террито­рии. М. Драгомановутверждал, что термин «белый» означал незави­симость от татаро-монгол. В. Иванов отмечал, что еще до принятия христианства в Европе существовала традиция соотносить основные цвета со сторонами света (север – черный, юг – красный, запад – белый, восток – желтый или голубой). Поэтому, по его мнению, вполне логично было бы поместить «Белую Русь» на запад от других древнерусских княжеств. Так же существует ряд мнений, что назва­ние «Белая Русь» подчеркивала автономный статус Полоцкой и Ви­тебской земель в составе ВКЛ или преобладание христианского на­селения над окружающими языческими племенами.

7. Подготовьте буклет, флаер, плакат (бумажный или электронный вариант), который бы отображал особенности формирования белорусской народности.