§ 5. Балты и славяне на территории Беларуси
1. Что такое этногенез? От какого исторического периода можно отсчитывать начало этногенеза белорусов?
Этногенез — происхождение народа, нации — этноса.
Отсчитывать начало этногенеза белорусов можно от неолита.
2. Какие свидетельства присутствия балтов на территории Беларуси существуют в исторической науке?
Свидетельством может быть появление курганов, где хоронили умерших по балтской традиции — головой на восток, на занятой славянами территории (до этого момента славяне хоронили умерших головой на запад).
3. Составьте характеристику образа жизни балтов. Назовите причины изменений в их образе жизни.
Долгое время балты занимались животноводством, охотой, рыболовством. С усовершенствованием орудий труда ведущей отраслью хозяйства стало земледелие. Основным типом поселений балтов были неукрепленные поселения — селища.
Причиной изменений в образе жизни балтов стало расселение славян на территории Беларуси.
4. Какие версии о влиянии балтов на этногенез белорусов существуют в научной среде? Как вы считаете, почему ученые не могут прийти к единой точке зрения?
В научной среде нет единой версии относительно влияния балтов на этногенез белорусов. Одни считают, что балты не участвовали в этом процессе, поэтому белорусы являются исключительно славянским народом. Другая часть ученых высказывает мнение, что балты были вовлечены в этногенез белорусов, особенно на территории Понёманья. Еще одна группа ученых утверждает, что роль балтов в формировании белорусского народа решающая, и своеобразие белорусов объясняется тем, что они - славянизированные балты.
Ученые не могут прийти к единой точке зрения, т.к. есть свидетельства, доказывающие каждую из них.
5. Каковы были взаимоотношения балтов и славян на территории Беларуси?
Неизвестно, насколько мирными были взаимоотношения балтов и славян на территории Беларуси. На ряде балтских городищ VII—VIII вв. археологами зафиксированы следы пожаров, что говорит о военных конфликтах.
6. Охарактеризуйте этнотерриториальные общности, которые сформировались на территории Беларуси в VIII—IX вв. Заполните таблицу. Составьте небольшое сообщение об одной из этнических общностей на территории Беларуси, используя информацию таблицы.
Название | Место проживания |
Версии происхождения названия |
Главный город |
Самостоятельность правления |
Кривичи-полочане | Кривичи заселили истоки Двины, Днепра и Волги. К северу от них на озере Ильмень разместились словене. А те кривичи, что осели около реки Полота, назвались полочанами. |
1) Кровные, родичи по крови; 2) от предка по имени Криве; 3) от имени языческого первосвященника Криве-Кривейте; 4) от балтского слова со значением «левый» |
Полоцк |
«Княжения» кривичей были самостоятельными центрами племен, управляемых князем, который полностью зависел от веча. |
Дреговичи | Центральная часть Беларуси (между Припятью и Двиной). |
1) От слова «дрыгва» — трясина; 2) от балтского слова со значением «влажный»; 3) друзья, дорогие друг другу люди |
Туров | «Княжения» дреговичей были самостоятельными центрами племен, управляемых князем, который полностью зависел от веча. |
Радимичи | Около реки Сож. | 1) От вождя (предка) по имени Радим; 2) от балтского слова со значением «место жительства» |
Гомель | Имели свое «княжение». Киевский князь Владимир подчинил их в 984 г. при помощи военной силы. Вместе с политической самостоятельностью радимичи, очевидно, были лишены и своего «княжения». |
7. Подготовьте сообщение о регионе Беларуси, где когда-то проживали кривичи, дреговичи или радимичи, с обязательной исторической частью и описанием современного состояния этих земель. К сообщению подберите иллюстрации.
Радомля — древний город радимичей (аг. Радомля Чаусского района)
Сегодня местечко Радомля в Чаусском районе — обычный агрогородок со всеми стандартными атрибутами этого современного сельского поселения. Внешне почти ничего не напоминает о славной истории этой местности. А ведь много веков назад Радомля была настоящей столицей древнего славянского племени радимичей. Могилевские археологи утверждают, что люди здесь начали селиться еще полторы тысячи лет назад. Радимичи же появились где-то в IX веке. Вполне вероятно, что эти места видели легендарного Радима — основателя племени. Примерно в X веке был основан город — для тех времен очень большой. Он занимал территорию современной Радомли. И возможно, «прихватывал» нынешние окрестные деревни.
Местные говорят, что остатки горшков, вылепленных в X-XII столетиях, в Радомле можно найти превеликое множество, даже просто прогулявшись по огородам. Нередко в результате сельхозработ из земли «вырастает» не только картошка, но древние черепки.
В Радомле еще можно увидеть древнее городище и замковую гору. Стоя у подножия ее, ощущаешь былые масштабы замка. По рассказам местных жителей, подземный ход, который якобы и сейчас существует, когда-то во время многочисленных осад неприятелей, мог увести жителей замка за много километров от опасности.
Неподалеку от места, где когда-то стоял замок, возвышается еще один величественный холм, на вершине которого и сейчас растет одинокий могучий дуб. Исследователи уверены, что ещё в дохристианские времена это было языческое святилище. Когда-то здесь горели ритуальные костры, совершались жертвоприношения богам.
Рассказывать о Радомле можно много, но лучше лично познакомиться с интересными объектами, с ее историей. Такая возможность есть у туриста на празднике «У госці да Радзімічаў», который проходит здесь летом. Здесь познакомиться с культурой племени радимичей ХI-ХII веков, посмотреть театрализованное представление с древними обрядами, принять участие в добывании живого огня и разжигании ритуального костра. Во время праздника проводится большая стилизованная ярмарка, где продаются изделия местных мастеров и ремесленников, а также гостей, которые активно везут сюда свой товар. На празднике есть разная сувенирная продукция, проходят мастер-классы.
Есть в Радомле и своя природная достопримечательность. Рядом с рекой здесь есть источник. По большим религиозным праздниками вященники проводят на криничке службу. Вода из этого родника считается целебной. Поэтому сюда нередко наведываются жители других деревень и могилевчане.