1. Раздел I

1. Составьте характеристику первобытного общества, используя «облако слов». Добавьте понятия, необходимые для более полной характеристики эпохи первобытности. Распределите представленные термины на группы. Критерии для дифференциации выберите самостоятельно. Составьте характеристику первых государств, используя слова одной из групп.

Характеристика первобытного общества:

В результате неолитической революции человек для удовлетворения своих потребностей перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Затем последовал переход от натурального хозяйства к товарно-денежному.

Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. Родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Разделение труда привело к повышению его производительности. Это стало причиной появления экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.

1) религия, шаманизм, магия, политеизм, монотеизм, анимизм.

2) родовая община, племя, античный полис, государство.

3) монархия, теократия, республика, империя.

4) каменный век, бронзовый век, железный век. 

5) античность, западная цивилизация. 

6) неолитическая революция, натуральное хозяйство, товарно-денежное хозяйство.

7) неандерталец, ассимиляция, антропогенез, социогенез.

Характеристика первых государств:

Основной особенностью всех первых государств было наличие общин (замкнутых сельских поселений), сохраняющих остатки родового строя и сдерживающих формирование государства. Характерно было также преобладание коллективной собственности над частной (общинная, храмовая, государственная).

Формой правления выступала, как правило, деспотия или монархия. Хотя в тот период встречались государства-республики и даже государства с демократическим политическим режимом (Афины, республиканский Рим), это было, скорее, исключением из общего правила.

2. Перечислите источники наших знаний о древних цивилизациях. Приведите примеры наиболее важных памятников письменности этих цивилизаций.

Источники наших знаний о древних цивилизациях: исторические сочинения, исторические документы, литературные произведения исторической эпохи, памятники, археологические находки.

Примеры памятников письменности: литературное произведение «Эпос о Гильгамеше», индийские поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», индийское собрание религиозных гимнов «Веды», древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», римская поэма Вергилия «Энеида».

3. Сравните возможности первобытных людей и наших современников. Сделайте вывод: можно ли первобытных людей считать «отсталыми»?

Наши современники имеют намного больше возможностей по сравнению с первобытными людьми. В современном мире более развита социальная коммуникация между людьми: с помощью мобильной связи, интернета. Также мы можем использовать специальные переводчики для общения с иностранцами. В первобытное время люди могли общаться только вживую или с помощью писем. Также в современном мире более развита транспортная коммуникация: можно за сравнительно короткое время оказаться в другой части мира или государства с помощью самолётов, автомобилей, поездов.

Первобытных людей нельзя считать «отсталыми», т.к. развитие «отсталого» человека отклоняется от нормы в сравнении со всем остальным обществом, а для первобытного общества такое положение вещей было нормой.

4. Покажите на карте: регионы появления первых людей, государства Древнего Востока и Античности, империю Александра Македонского, эллинистические государства. Объясните влияние природно-географического фактора на становление государств.

К Древнему Востоку относятся: Древний Египет, Древняя Месопотамия, Древний Китай, Древняя Индия. Государства Древнего Востока:

К Античности относятся: Древняя Греция и Древний Рим. Государства Античности:

Империя Александра Македонского:

Влияние природно-географического фактора на становление государств

Географическое положение государств Древнего Востока позволило им развить высокопродуктивное орошаемое земледелие за счёт плодородных крупных рек — это привело к возникновению высокопродуктивного сельского хозяйства.

На территории Древней Греции не было плодородных речных долин, вся территория разделялась горами и была богата полезными ископаемыми. Это повлияло на методы ведения хозяйства и на расселение людей и не способствовало созданию единого государства. В таких условиях важную роль играли ремесло и торговля. Географические условия привели к «Великой греческой колонизации» и становлению полисов-государств.

Климат Древнего Рима благоприятно способствовал ведению хозяйства. Территория также была богата полезными ископаемыми, благодаря чему развивалось ремесло и торговля.

5. Назовите и сгруппируйте характерные для государств Древнего мира черты.

Группа Характеристика
Географическое положение Жаркий и сухой климат; в хозяйстве важную роль играют речные долины
Религия Обожествление правителя
Государственное устройство Почти во всех государствах была деспотия; расширение границ происходило за счёт завоевания земель
Экономика Вся земля принадлежала правителю, он её дарил подданным
Общество Во главе был правитель; общество делилось на сословия и касты; крестьяне и ремесленники жили в общинах; преобладал оседлый образ жизни

6. Охарактеризуйте развитие государств Древнего Востока и Античности по плану: а) политика, б) социально-экономическое развитие, в) культура.

А) политика

Формой государственного правления была деспотия, правитель имел неограниченную власть и был собственником всей земли. Власть передавалась по наследству. Правитель имел административную, военную, судебную, налоговую, хозяйственную власть. Существовала иерархия государственного аппарата, которая помогала правителю в государственных делах.

Б) социально-экономическое развитие

Общество представляло из себя иерархию сословий. Каждое сословие имело свои обязанности, права и привилегии. Социальная иерархия постепенно усложнялась. Высокое положение имели знать, жрецы, чиновники. Купцы, воины, ремесленники и торговцы имели привилегии. Основную часть общества составяли свободные земледельцы. Самое низкое положение в обществе имели рабы, их использовали как прислуг, принуждали к тяжёлой или опасной работе. В некоторых странах существовало долговое рабство, в рабов превращали за преступления. Рабы были собственностью своего хозяина, он мог распоряжаться их трудом и жизнью.

В) культура

 

7. Определите сходные и различные черты критской цивилизации с цивилизациями Древнего Востока.

Сходства:
- теократическая форма правления, когда в руках властителя были сосредоточены функции как царя-правителя, так и верховного жреца, имевшего божественное происхожде­ние.
Различия:
- на Вос­токе религиозная власть хотя и принадлежала монарху, но всё же опосредовалась жрецами и имела собственные храмы. На Крите чисто жреческого сословия не сформировалось, не было и храмов богам как отдельно стоящих сооружений. Для ре­лигиозных церемоний использовались святилища, весьма ло­гично и искусно с архитектурной точки зрения увязанные в пла­нировку дворцового комплекса. 

8. Объясните причинно-следственные связи между историческими фактами.

Природные условия в долинах рек - Переход к высокопродуктивному земледелию

Благодаря плодородию почв в бассейнах рек при налаженной системе ирригации и мелиорации там можно было развить высокопродуктивное сельское хозяйство.

Неолитическая революция - Рост населения

В ходе «неолитической революции» произошел переход от охоты и собирательства к оседлому образу жизни, сельскому хозяйству, разведению домашних животных, возникновением первых городов, письменности, торговли. Как следствие - рост населения.

Общественное разделение труда - Появление государства 

Разделение труда с выделением ремесла и торговли, увеличение численности не занятого в сельском хозяйстве населения, изменения в социальной структуре общества привели к появлению крупных поселений. Поселения становились центрами управления всей большой округой. Здесь строили храмы и другие общественные здания. Так из крупных поселений сформировались города. Их появление было принципиально новым явлением в развитии человечества и важным шагом на пути к образованию государства. Первой стадией формирования государственных объединений стали города-государства.

Неумение объяснять явления природы - Появление религии

В древности человек не мог объяснить явления окружающего мира. Какие-то из них его удивляли, другие пугали, третьи радовали. Он пытался их осмыслить, но многое не поддавалось объяснению. Стремясь объяснить происходящее в мире, человек считал, что жизнь сотворена высшими силами.

9. Обратитесь к визитной карточке изучаемого исторического периода (см. с. 13), подготовленной вами на первых уроках в 10-м классе. Как бы вы ее изменили? Почему?

Я бы ее дополнил(а), т.к. за это время успел(а) узнать много нового об изучаемом историческом периоде.

10. Назовите 5 наиболее значимых с точки зрения последующего развития человечества достижений периода первобытного общества и Древнего мира. Обоснуйте свой выбор.

5 наиболее значимых достижений периода первобытного общества и Древнего мира:
1. Способ добычи огня - самое ценное и значимое для сохранения жизни. Это обогрев жилья, приготовление пищи, способ сохранить пищу дольше.
2. Колесо - способ передвижения на большие расстояния и переноса утвари и инструментов.
3. Обработка камня - его шлифовка и заточка позволили создавать острые орудия труда, острые топоры и копья. Это улучшило качество охоты.
4. Выделка шкур - помогла пережить холодные времена.
5. Гончарный круг - создание посуды из глины, ее обжиг, позволили добывать и получать больше пищи, сохранять воду, а,значит, выживать.

11. Сравните высказывания древневосточных правителей о власти. Можно ли на их основании считать правление авторов приведенных высказываний деспотией (несправедливым, жестоким правлением)? Найдите в словаре термин «субъективный» и определите его исходя из анализа предложенных отрывков.

На основании высказываний древневосточных правителей о власти нельзя считать правление авторов деспотией. Они считали, что действуют во благо, творят добро.

Субъективный - пристрастный, предвзятый.

Правитялям казалось, что все их жестокие действия направлены на благо народа. Это была их субъективная точка зрения. Ведь на самом деле народ страдал от пыток и жестокого обращения царей.

12. Прочитайте отрывок из трагедии «Персы» древнегреческого поэта Эсхила (V в. до н.э.), участника Марафонской и Саламинской битв.

1. Какие чувства и настроения греков передает Эсхил? Какие слова и выражения он для этого использует?
Ответ: Эсхил передает чувство трепета воинов перед боем, их настрой на сражение: "стремясь отважно в бой", "весь флот спешил", "Вперед, сыны Эллады!".

2. Можно ли предположить, что у персов, участвовавших в этом сражении, была похожая мотивация?
Ответ: да, конечно. Как пишет автор: "навстречу им неслись и персов крики".

3. Как вы думаете, дает ли это стихотворение объективное представление об исторических событиях?
Ответ: думаю, нет, т.к. задача поэзии - затронуть чувства читалеля, используя не только объективное представление о событии, но и поэтические приемы.

4. Можно ли, с вашей точки зрения, миф или литературное произведение считать историческим источником? Аргументируйте свою позицию.
Ответ: думаю, да, т.к. творчество тоже является историческим источником. 

13. Проанализируйте текст гражданской присяги, высеченной на беломраморной плите, которая была установлена на центральной площади Херсонеса, и сделайте выводы о том, что жители города считали наивысшими гражданскими ценностями. Являются ли востребованными эти ценности в наше время?

Жители Херсонеса считали наивысшими гражданскими ценностями независимость и свободу. Эти ценности являются востребованными и в наше время.

14. Назовите имена наиболее значительных с вашей точки зрения личностей Древнего мира, которые считаются знаковыми фигурами а) политики, б) науки, в) культуры. С помощью дополнительных источников информации подготовьте сообщение об одном из них и представьте его классу в форме автобиографии, буклета, резюме, флаера, инфографики, отзыва современника и т.д. (выберите предпочтительный для вас вариант).

а) политика:
Солон
Перикл
Александр Македонский
Марк Аврелий

б) наука:
Гиппократ
Фалес
Архимед
Пифагор

в) культура:
Фидий
Гомер
Софокл
Геродот

15. Рассмотрите экспозицию «Глина» Метрополитен-музея (Нью-Йорк) на сайте ГуглАртАкадемии (https://artsandculture.google.com/). Отберите экспонаты, относящиеся к истории Древнего мира, и создайте свою виртуальную выставку по регионам с коротким описанием экспонатов.