§ 9. Понятие о среде жизни. Водная среда жизни

1. Ключевые вопросы.

1. Дайте определение понятия «среда жизни». Чем это понятие отличается от понятия «среда обитания»? Какие среды жизни можно выделить на планете Земля?

Среда жизни — часть природы с особым комплексом факторов, для существования в которой у разных систематических групп организмов сформировались сходные адаптации. А среда обитания — это часть природы, которая окружает организм и с которой он непосредственно взаимодействует в течение своей жизни.

На планете Земля можно выделить следующие среды жизни: водную, наземно-воздушную, почвенную, живой организм.

2. До какой глубины могут быть распространены фотосинтезирующие организмы в морях и океанах? Почему?

Фотосинтезирующие организмы могут быть распространены до глубины 200 метров. Потому что на большей глубине фотосинтезирующим организмам не хватает света для фотосинтеза, поскольку свет поглощается толщей воды.

3. Назовите состав пигментов у водорослей, обитающих на разной глубине морей и океанов. Чем обусловлено различие состава?

Водоросли, обитающие в мелких пресных водоемах и на морском мелководье, в составе содержат зеленый, оранжевый и желтый пигменты. На глубине 40-100 м водоросли содержат зелёный, бурый и желтый пигменты. На глубине до 200 м у водорослей содержаться зелёный, красный и синий пигменты.

Различие состава пигментов обусловлено интенсивностью света на различных глубинах. Например, красный и синий пигменты на большой глубине улавливают даже незначительный свет. А зеленый, оранжевый и желтый пигменты улавливают только достаточно интенсивный свет, который не проникает на большие глубины.

2. Сложные вопросы.

1. Укажите источники кислорода и углекислого газа в воде. Содержание какого из газов является лимитирующим фактором и почему?

Источником кислорода являются водные растения, которые выделяют его в результате фотосинтеза. Источником углекислого газа являются водные организмы и органические остатки. Организмы вырабатывают углекислый газ при дыхании, а органические остатки — при разложении.

Лимитирующим фактором является содержание кислорода, поскольку в воде его содержание в 20-30 раз меньше, чем в воздухе. И чем глубже, тем кислорода меньше.

2. Назовите причины зимних и летних заморов рыб. Предложите план мероприятий, позволяющих их предотвращать.

Причиной зимних заморов является обледенение поверхности воды, когда появляется дифицит кислорода. Причина летних заморов заключается в высокой температуре воды, из-за чего уменьшается растворимость кислорода и увеличивается его поглощение донными отложениями. Также причиной заморов может быть повышение концентрации токсичных газов, образующихся при разложении отмерших организмов.

Для предотвращения зимних заморов нужно следить за содержанием кислорода в воде после становления льда и до его таяния. При снижении концентрации кислорода нужно обустраивать проруби и майны, проводить расчистку ледового поля от снега. Для предотвращения летнего замора следует зищищать водоём от сброса в него органических и других веществ, поглощающих кислород из воды.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!