§ 2. Практическое занятие

1. Работа с лентой времени.

Начертите ленту времени. Отметьте на ней события, указанные в заданиях. Что произошло раньше и на сколько:

------появление человека разумного------отступление ледника------РХ---2020 г.-→

• отступление ледника или появление человека разумного;
около 12 тыс. лет назад - отступление ледника
более 40 тыс. лет назад - появление человека разумного
Раньше произошло появление человека разумного (на 28 тыс. лет).

------появление неандертальца------появление кроманьонца------РХ---2020 г.-→

• появление неандертальца или кроманьонца;
около 300 тыс. лет назад - появление неандертальца
более 40 тыс. лет назад - появление кроманьонца
Раньше произошло появление неандертальца (на 260 тыс. лет).

------зарождение земледелия и животноводства----начало века металлов------РХ---2020 г.-→

• начало века металлов или зарождение земледелия и животноводства;
около 9 тыс. лет назад - начало века металлов
10 000—8000 лет до н. э. - зарождение земледелия и животноводства
Раньше произошло зарождение земледелия и животноводства (на 1-3 тыс. лет).

------появление человека умелого----------------------------------возникновение искусства------РХ---2020 г.-→

• появление человека умелого или возникновение искусства;
более 2 млн лет назад - появление человека умелого
сороковое тысячелетие до нашей эры - возникновение искусства
Раньше произошло появление человека умелого (на 1 млн 958 тыс. лет).

------начало похолодания--------------------------------------------------появление человека умелого------РХ---2020 г.-→

• начало похолодания или появление человека умелого?
30 млн. л. назад - начало похолодания
2,6 млн. л. назад - появление человека умелого
Раньше произошло начало похолодания (на 27,4 млн лет).



2. Хронология.

Расставьте понятия в хронологической последовательности.

А Б
3. Человекообразная обезьяна (более 3 млн лет назад)
4. Человек умелый (более 2 млн лет назад)
1. Человек прямоходящий (1,5 млн лет назад)
2. Человек разумный (более 40 тыс. лет назад)
2. Первобытное человеческое стадо
4. Родовая община
1. Соседская община
3. Союз племен

3. Классификация понятий.

Подберите обобщающее слово или словосочетание.

1. Бог, жертва, идол, молитва, культ, язычество.
Религия

2. Скульптура, графика, живопись, орнамент.
Искусство

3. Первобытное человеческое стадо, племя, родовая община, союз племен, соседская община.
Коллектив

4. Гончарство, прядение, ткачество, плетение.
Ремесло

5. Охота, собирательство, рыбная ловля.
Присваивающее хозяйство

4. Ответьте на вопросы.

1. Чем отличается современный человек от человека разумного?
У современного человека увеличилась продолжительность жизни, появилась письменность; он отличается внешним видом, образом жизни, одеждой, мышлением, культурой, навыками, речью.

2. Какие материалы для изготовления орудий труда были доступны первобытным людям? Как с ними связаны названия периодов первобытной истории?
Камень - каменный век
Бронза - бронзовый век
Железо - железный век

3. Приведите примеры того, что в эпоху первобытности люди развивались не только физически, но и духовно.
В эпоху первобытности люди люди поклонялись фигуркам богов-идолам, душам умерших, верили в сверхъестественное, что у человека есть душа, они думали, что когда человек спит или умирает, душа покидает тело и где-то бродит. Пояливись обычаи. Мальчики и девочки подвергались испытаниям. Люди заботились о том, чтобы дети стали достойным поколением.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=DNU5r8rxe7Q

5. Творческие задания.

1. Используя дополнительные источники информации, составьте рассказ по выбору:
а) охота на мамонта;
Первобытные люди вели охоту на мамонтов, которые весили около 14 тонн. Одним мамонтом можно было прокормиться 2 месяца, а из шкуры сделать теплую одежду, соорудить шалаш. Одному человеку не удалось бы убить такое огромное животное и поэтому на охоту ходили группой. Охотники заманивали животное в ловушку. Шумом, криками и огнем они гнали мамонта в болото или глубокую яму. Когда животное попадало туда, его добивали и делили добычу.
б) один день
из жизни неандертальского мальчика (девочки);
Мальчики помогали отцам ловить рыбу, охотиться, рыть ловушки, разводить костер.
Девочки помогали матерям: собирали ягоды, растения, готовили, поддерживали огонь в костре.
в) о жизни
человека, изгнанного из общины.
Человека могли изгнать из общины за кражу, убийство, нарушение обычаев, традиций, непослушание или слабость.
Изгнанный человек остался один... Он смог найти пещеру. Нужно было добыть пищу и найти воду. Он пошел к реке попить и ловить рыбу. Охотился в одиночку, боролся с животными. Ночевать приходилось с огнем.

2. Нарисуйте поселение первобытных земледельцев и животноводов. Составьте небольшой рассказ по рисунку.

Первобытные земледельцы и животноводы появились 10-12 тыс. лет назад. Для того, чтобы выращивать урожай они обустраивались на одном месте (приблизительно по сто человек). Женщины рыхлили землю при помощи мотыги, а затем бросали зерна. Мужчины приносили с охоты детенышей убитых зверей, таким образом приручали животных. Вскоре люди получили от коров молоко, быки помогали обрабатывать поля, а собаки охраняли жилища. Жизнь людей стала намного лучше. 

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=PnfR7JLbIUw