§ 8. Приспособления живых организмов к сезонным ритмам условий среды обитания
1. Ключевые вопросы.
1. Назовите причину наступления листопада у древесных двудольных растений.
Листопад наступает как физиологический процесс, таким образом дерево переходит в состояние покоя на период неблагоприятных условий.
2. Какие пути приспособления к сезонным изменениям условий среды выработали животные?
Выделяют три путя приспособления: активный, пассивный и избегание неблагоприятных воздействий. К активному пути относятся поддержание постоянной температуры тела (теплокровность) и накопление запасов влаги. К пассивному относятся спячка, оцепенение и анабиоз. К избеганию неблагоприятных воздействий относится миграция.
3. Из приведенного перечня животных выберите впадающих: 1 — в спячку; 2 — в оцепенение. Барсук, сурок, лягушка, змея, бурый медведь, черепаха, еж, ящерица, тритон, летучая мышь, соня, бурундук, белый амур. Чем отличаются эти состояния?
- В спячку: барсук, сурок, бурый медведь, еж, летучая мышь, бурундук.
- В оцепененипе: лягушка, змея, черепаха, ящерица, тритон, соня, белый амур.
2. Сложные вопросы.
1. Какую роль играет управление длиной светового дня для тепличного хозяйства?
Для тепличного хозяйства управление длиной светового влияет на урожайность: регулируя длину светового дня в условиях закрытого грунта, можно ускорять или замедлять наступление периода цветения у растений короткого или длинного светового дня.
2. Почему астры, георгины и хризантемы цветут осенью, а тюльпаны и пионы — весной?
Астры, георгины и хризантемы являются короткодневными растениями и для цветения требуют укорачивания светового дня, что и происходит после лета — весной. А тюльпаны и пионы — наоборот, длиннодневными, им необходимо удлиннение светового дня, что происходит после зимы — весной.
3. Разделите указанные ниже растения на группы по типу фотопериодической реакции: овес, редис, одуванчик, рис, картофель, просо, огурец, хлопчатник, кукуруза, томат, подсолнечник, соя, пшеница, горох. Назовите, какие из них не смогут плодоносить в наших климатических условиях. Объясните почему.
- Короткодневные: рис, просо, хлопчатник, соя.
- Длиннодневные: овес, редис, картофель, пшеница.
- Нейтральные к длине светового дня: одуванчик, огурец, кукуруза, томат, подсолнечник, горох.
В наших климатических условиях не сможет плодоносить хлопчатник, поскольку это растение плодоносит только в тропическом и субтропическом климате.
4. Как вы думаете, почему бурый медведь впадает в зимнюю спячку, а белый медведь зимой активен?
Потому что у белого медведя зимой открывается сезон охоты на тюленей. Когда лёд тает, белые медведи уже не могут охотиться на льду, а на суше почти все арктические животные способны убежать от него, в море — уплыть. Бурому же медведю не на кого охотится зимой. Чтобы пережить голодную зиму, они впадают в спячку.