§ 8. Наука и культура Западной Европы и США в межвоенный период

1. Какие научные открытия и достижения были сделаны в межвоенный период? Представьте их в виде таблицы. Как они повлияли на представления людей об окружающем мире?

Научные открытия и достижения в межвоенный период

Естественные науки Общественные науки
Освоение атомной
энергии.
Книга немецкого мыслителя Освальда Шпенглера «Закат Европы».
Теория относительности А. Эйнштейна.  
Возникли новые отрасли знания: физическая химия, биохимия, биофизика, геофизика, электротехника, ядерная физика, электроника.  
Физико-математические
науки заложили основу для электронно-вычислительной
техники.
 
Были открыты новые химические соединения.  
В США ученые изобрели нейлон.  
В Германии ученые изобрели капрон.  
Были заложены основы генетики.  
Появились лекарства нового типа — антибиотики, витамины.  
Против целого ряда опасных болезней разрабатывались прививки.  
Возникли новые отрасли промышленности — электроэнергетика и машиностроение.  
Создавались и совершенствовались новые виды вооружений: танки, самолеты, подводные лодки.  

Научные открытия и достижения подрывали старые представления о природе и простоте мира.

2. Охарактеризуйте модернизм как художественное направление. Что отличает модернизм от предшествующих направлений и стилей в искусстве? Каково ваше впечатление от произведений модернизма?

"Модернизм" - условное обозначение нереалистических направлений в культуре первой половины ХХ в. Характерные черты: нереалистичность, новаторские формы художественного творчества, разрыв с традиционным искусством, стремление произвести шоковое воздействие на публику вызывающим поведением творцов, нетрадиционность произведений. Этим он отличается от предшествующих направлений и стилей в искусстве.

Произведения модернизма впечатляют, они заставляют обратить на себя внимание яркостью образов, контрастов, злободневностью проблем.

3. Чем характеризуется архитектура межвоенного периода? Используются ли идеи архитектуры конструктивизма и функционализма в настоящее время?

Архитектура межвоенного периода характеризуется тем, что новые архитектурные школы и направления стремились к гармоничному сочетанию достижений искусства, науки и техники.

Нет, идеи архитектуры конструктивизма и функционализма не используются в настоящее время.

 

4. Назовите имена наиболее ярких представителей искусства кино 1920—1930-х гг. Чем вы можете объяснить популярность кино?

Наиболее яркие представители искусства кино 1920—1930-х гг.: Чарльз Чаплин, Марлен Дитрих.

Этот вид искусства популярен из-за общедоступности, разнообразия. Это развлечение, цены на которое доступны большинству. На экранах показывают своеобразный мир, в который погружают зрителей. На какое-то время они отвлекаются и забывают о своих проблемах и заботах.

5. Подготовьте рассказ на одну из тем: «История одного шедевра», «Пионеры абстракционизма», «Наука и абстрактное искусство».

«История одного шедевра»

«Герника» Пабло Пикассо (1937 г.) 

26 апреля 1937 года баскский городок Герника стал мишенью для бомбардировки франкистскими самолетами Ju-52 легиона «Кондор». Всего было сброшено 22 тонны бомб. Результаты: центр города практически стерт с лица земли, более 70% зданий разрушено полностью или частично, убито более 1600 человек.

«Герника» (исп. Guernica) была заказана Пикассо испанским правительством, которое собиралось разместить ее на Всемирной выставке в Париже. Художник представил картину в мае 1937 года. Огромная, 3,5 м высотой и 7,8 м шириной, она была написана маслом в черно-белом стиле в течение одного месяца. Первые дни Пикассо стоял у мольберта по 12-14 часов.

Впервые произведение «Герника» было вставлено на всеобщее обозрение в июне 1937 года в испанском павильоне на Всемирной выставке и вызвало очень неоднозначную реакцию у критиков и даже поклонников художника.

В 1939 году картина была перевезена в Нью-Йорк, с условием, что она будет возвращена в Испанию, только, когда там будет установлена демократия. В 1967 году, после некоторого политического смягчения авторитарного строя генерала Франко, правительство Испании попыталось вернуть «Гернику», однако Пикассо ответил отказом. И только в 1981 году она вернулось на родину художника.

Как и во времена Пикассо, в настоящее время отношение к картине неоднозначное. В первую очередь осторожность проявляется со стороны политических деятелей. Известно, что в 2003 году копия картины в здании ООН в Америке была занавешена тканью. Это совпало с обсуждением вторжения в Ирак.

Однажды нацистский офицер, увидев на столе фотографию "Герники", спросил: "Это вы сделали?". "Нет" - ответил художник - "это сделали вы".

«Пионеры абстракционизма»

В 1910-х годах живописцы Европы и США создают первые абстрактные произведения искусства. Пионерами абстракционизма стали: Василий Кандинский, Артур Доув, Франтишек Купкуа, Пит Мондриан, Франсис Пикабиа, Робер Делоне, Казимир Малевич.

В 1910 году в Германии, в Мурнау, Василий Кандинский написал первую абстрактную композицию (акварель), которая в настоящее время находится в Национальном музее Грузии. Из воспоминаний Кандинского, идея абстрактности живописи у него возникла, когда он перевернул картину Клода Моне и заметил что в перевёрнутом виде она выглядит лучше.

В 1911 году Альфред Стиглиц знакомит Артура Доува с абстрактными произведениями Василия Кандинского, как следствие в период 1911-1912 года Артур Доув создаёт серию абстрактных рисунков пастелью, которые были выставлены в 1912 году в Нью-Йоркской фотогалерее «291» на 5-й авеню. Это была не только первая выставка абстрактного искусства в Америке, но и первая в мировой истории выставка, на которой экспонировались только произведения абстрактной живописи.

В октябре 1912 года на Парижской выставке Salon de la Section d’Or, Франтишек Купка выставил полноценное абстрактное живописное произведение размером около 2-х метров, выполненное маслом на полотне «Фигура в двух цветах».

В декабре 1915 года в Петрограде открылась выставка «0,10» (НОЛЬ-ДЕСЯТЬ). На этой выставке была выставлена картина Казимира Малевича «Чёрный квадрат».

«Наука и абстрактное искусство»

Нейроэстетика

Наука, придуманная в 1990-х нейробиологом Семиром Зеки и официально признанная в 2002-м, занимается внедрением научной объективности в понимание искусства. Ряд нейроэстетических исследований, изучающих связь между объектами, изображенными в картине, и последующим воздействием на мозг, обнаружил, что человеческое сознание распознает замысел произведений абстрактного искусства и намерение художника, сподвигнувшее его на конкретное произведение. Таким образом, даже если вы думаете, что линии и цветные квадраты на картинах Мондриана ни о чем вам не говорят, подсознательно вы считываете заложенную в них информацию.

В исследовании, проведенном Анджелиной Хоули-Долан, группа добровольцев рассматривала пары картин: одна из «дуэта» была творением известного абстракциониста, а другая — рисунком любителя или каракулями шимпанзе. В испытании было установлено, что большинство предпочитает работы настоящих художников, что дает ученым основание полагать, что зритель способен ощущать и ценить самую что ни на есть абстрактную идею художника, выражаемую на картине.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!