§ 6. Древний Рим
1. Как природные условия определили основные занятия жителей Апеннинского полуострова?
Природные улсовия были благоприятными для развития земледелия и разведения крупного рогатого скота. Преобладал мягкий климат с теплыми зимами. Склоны гор в центральном районе полуострова были удобны для выращивания винограда и выпаса животных. В горах и в устье реки Тибр добывали полезные ископаемые, они позволяли развивать различные ремесла и торговлю.
2. Объясните, в каких исторических условиях появились понятия «республика», «империя». Раскройте содержание этих понятий.
Понятие «республика» появилось после ликвидации царской власти в Риме, когда римляне восстали против царя Тарквиния Гордого и изгнали его в 509 г. до н. э. Рим не пошел по пути древневосточных монархий-деспотий, формой государства стала республика.
Республика — форму государственного правления, при которой граждане обладают набором важнейших политических прав и избирают органы управления государством.
Понятие «империя» появилось в условиях подрыва республиканского строя, который сопровождался гражданской войной и постоянными конфликтами между полководцами. В таком положении только сильная централизованная власть могла вернуть стабильность Риму. К власти пришёл усыновлённый Цезарем Октавиан, установил монархию, объявил о намерении сохранить республику и взял титул императора. После этих событий историки называют римское государство империей.
Империя — монархическое государство во главе с императором.
3. О каком явлении пишет древнегреческий писатель и историк Ксенофонт: «У всех людей существует извечный закон: когда захватывают город, то все, что там находится, — люди и имущество — принадлежит победителю»? Прокомментируйте его высказывание.
Историк Ксенофонт говорит о принципе внешней политики римлянов «разделяй и властвуй». На захваченных территориях побеждённым они предоставляли разные права, чтобы у них было как можно меньше общих интересов. Полными правами обладали лишь граждане Рима.
4. Охарактеризуйте республиканское правление в Риме.
Высшим органом власти Рима было народное собрание, на которых избирались должностные лица магистраты: преторы (ведавшие судебными делами), квесторы (казначеи), цензоры (проводившие цензы) и др.. Магистраты осуществляли исполнительную и судебную власть. Одна на народном собрании проекты законов принимались не гражданами, а магистратами и сенатом. Высшими магистратами Рима были консулы, они командовали армией, созывали народные собрания, предлагали законы. В случае большой опасности для Рима сенатом назначался диктатор (тоже должность магистратуры), который получал всю власть. Диктатор мог править максимум полгода, за этот период он должен был ликвидировать нависшую опасность, а затем уйти с должности. Сенат состоял из бывших магистратов, этот орган власти управлял внутренней и внешней политикой, контролировал казну.
5. Каково было значение римских завоеваний для дальнейшего развития покоренных народов? Можно ли дать им однозначную оценку?
Покорённые народы вскоре получили гражданские права и слились с римлянами. Они перестали относится к Риму как к враждебному государству. Рим стал для них новой Родиной.
6. Охарактеризуйте социальную структуру древнеримского общества.
Рим царского периода был примитивным обществом, состоящий из племенного вождя, совета знати, народного собрания. Родоплеменной знати (патрициям) принадлежали власть и богатства, главным из которых была земля. Простые люди (плебеи) не могли стать сенаторами или царями, их могли превратить в рабов за невозвращённые долги. Только патриции участвовали в народных собраниях. На народном собрании избирался царь, которого утверждал сента (совет старейшин).