§ 6. Итоги восстановительного периода. Урок обобщения

1. Найдите и объясните ключевые слова:

Национализация земли — передача в собственность государства земли, принадлежащей частным лицам.

Колхозы и совхозы — социалистические формы кооперации крестьян.

МТС — машино-трактарные станции, которые создавались для обеспечения сельскохозяйственной техникой колхозов и совхозов.

Кулаки — зажиточные крестьяне, зачастую и середняки, которые имели собственность, средства производства и могли нанимать рабочую силу для сельхоз работ, выступали против советской власти и коллективизации.

Коллективизация — политика объединения единоличных крестьянских хозяйств в коллективные, проводившаяся с целью преобразования мелких индивидуальных хозяйств в крупные общественные производства для упрощения системы изъятия сельскохозяйственных продуктов и обеспечения за этот счёт роста промышленных производств — индустриализации.

2. Сравните:

• восстановление народного хозяйства Беларуси после Гражданской и Великой Отечественной войн;

Восстановление хозяйства в 1920-е гг. происходило на территории БССР, которая включала всего 6 уездов Минской губернии. После ВОВ восстановление велось на всей территории БССР. В 1920-е гг. в первую очередь восстанавливали сельское хозяйство, а после ВОВ – тяжелую промышленность. Модель экономического развития общества после Гражданской войны - многоукладная модель с элементами рыночных отношений. После войны – централизованная плановая административно-командная.

• общественно-политическую систему в БССР в 1920—1930-е гг. и в первое послевоенное десятилетие;

В 1920-1930-е гг. происходило становление однопартийной системы, все сферы жизни общества подчинялись идеологии коммунистической партии и интересам государства, были проведены широкомасштабные репрессии. После ВОВ сохранялись руководящая роль коммунистической партии, полный контроль государства над общественной жизнью, репрессии.

• роль передовиков социалистического соревнования на промышленных предприятиях БССР в годы послевоенного восстановления народного хозяйства с ролью, которую играли отличники учебы в школе того периода.

И передовики социалистического соревнования на промышленных предприятиях, и отличники учёбы служили ориентиром для остальных, примером, который вдохновлял и побуждал действовать.

3. Приведите исторические факты, отражающие:

• трудовой подвиг белорусского народа в годы послевоенного восстановления народного хозяйства;

Минск горожане восстановили с руин. Женщины, старики и дети своими силами восстанавливали колхозы, иногда женщины сами впрягались в плуг.

• взаимоотношения между властью и обществом в первое послевоенное десятилетие;

Некоторые репатриированные граждане попадали в тюрьмы. Происходило усиление репрессий, коллективизация и раскулачивание на территории Западной Беларуси.

• влияние, которое оказали принцип партийности и метод социалистического реализма на развитие литературы и искусства.

Тех писателей, кто был неугоден, репрессировали. Были арестованы и осуждены В. Дубовка и С. Граховский и многие другие. Не смотря на все это писатели старались, чтобы их творчество служило народу, а не только партийным интересам.

4. Раскройте причинно-следственные связи между историческими событиями, явлениями, процессами:

• послевоенное восстановление народного хозяйства и принятие курса на развитие тяжелой промышленности в БССР и ее превращение в индустриально развитую страну;

Произошел возврат к модели развития общества, которая определилась в довоенный период и была связана с постепенным формированием индустриального общества. Черты, характерные для становления такого типа общества, проявились в послевоенный период в опережающих темпах восстановления и развития тяжелой промышленности по сравнению с легкой.

• развитие высшей и средней специальной школы в первое послевоенное десятилетие и становление в БССР общества индустриального типа.

В промышленном производстве на должностях инженеров и техников работало значительное число практиков. Это требовало дальнейшего расширения и совершенствования подготовки инженерных кадров.

5. Докажите, что:

• значительное место в послевоенном развитии народного хозяйства БССР принадлежало тяжелой промышленности (используйте для доказательства картину художника М. Моносзона «Минский тракторный — полям»);

Значительное место в послевоенном развитии народного хозяйства БССР принадлежало тяжелой промышленности. В первое послевоенное десятилетие были построены автомобильный (МАЗ) и тракторный (МТЗ) заводы в Минске, Витебский коврово-плюшевый комбинат и шелкоткацкая фабрика, Минский и Гродненский тонкосуконный комбинаты.

• население нашей страны совершило трудовой подвиг при послевоенном восстановлении народного хозяйства;

На территории БССР погиб каждый третий. Преимущественно это были мужчины работоспособного возраста. Не хватало рабочих рук, семян, сильно пострадало животноводство, была разрушена сеть коммуникаций, многие города. Но восстановление народного хозяйства БССР произошло в чрезвычайно сжатые сроки именно благодаря трудовому энтузиазму и самоотверженной работе нашего народа.

• картина художника В. Суховерхова «За родную Беларусь» отражает чувство гордости за победу белорусского народа в Великой Отечественной войне.

На картине В. Суховерхова «За родную Беларусь» изображен человек, который символизирует непобедимый дух и свободолюбие советского народа.

6. Решите исторические задачи:

1. Международное положение, создавшееся после окончания Великой Отечественной войны во взаимоотношениях между странами — бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции, характеризовалось как «холодная война». Как такое положение повлияло в первые послевоенные годы на определение направления развития промышленности в БССР?

Такое положение вынудило уделять большее внимание тяжёлой промышленности. Необходимо было обеспечить техническую базу, развивать военно-промышленный комплекс.

2. Выборы в представительные органы государственной власти республики — Верховный Совет БССР и местные Советы депутатов трудящихся — в первое послевоенное десятилетие считались признаком демократизма советской общественно-политической системы. Однако часть современных исследователей считает, что общественно-политическая жизнь республики имела ограниченный характер. Почему так?

Эти выборы проходили на безальтернативной основе. В государстве был однопартийный режим.

7. Определите роль исторических личностей и деятелей культуры:

• В. И. Козлова в налаживании деятельности Советов депутатов трудящихся;

В. И. Козлов проводил совершенствование работы Советов в БССР. Результатом стало повышение роли Верховного и местных Советов БССР в политической, экономической и культурной жизни республики. К участию в работе Советов привлекались широкие народные массы, что способствовало повышению их общественно-политической активности.

• В. Ф. Купревича в развитии белорусской науки;

В.Ф. Купревич был академиком АН БССР, членом-корреспондентом АН СССР, доктором биологических наук. Основные направления деятельности — ботаника, почвоведение, физиология. Занимался также философией, проблемой жизни и смерти с точки зрения биологии. Приложил огромные усилия для восстановления исследований в генетике.

• А. Кулешова в развитии белорусской литературы.

В страшные для белорусской литературы 1936-й, 1937-й годы вместе с Кузьмой Чорным А. Кулешов был литконсультантом в Союзе писателей. В 1945–1946 годах Аркадий Кулешов работал главным редактором газеты «Літаратура і мастацтва», затем начальником сценарного отдела, а с 1958 по 1967 год – главным редактором киностудии «Беларусьфильм».

 

 

8. Подготовьте сообщение по одной из следующих тем:

1. Путь БССР к индустриальному обществу: достижения и сложности первого послевоенного десятилетия..

Жизнь людей в первое послевоенное десятилетие была сложной. Люди переживали большие материальные трудности. Вместе с тем победа вдохновляла их на самоотверженный труд, результатом которого стали высокие темпы восстановления и развития промышленности, транспорта, строительства и других отраслей экономики.

Послевоенное восстановление нашей страны включало в себя преодоление военных разрушений и возврат к модели развития общества, которая определилась в довоенный период. Эта модель развития была связана с постепенным формированием индустриального общества.

В БССР особенно быстро развивались машиностроение и электроэнергетика. Большинство отраслей промышленности (за исключением легкой и пищевой) уже в 1950 г. достигли и превзошли довоенный уровень по выпуску продукции.

2. Однопартийность и народовластие в БССР: взаимоотношения КП(б)Б и Советов депутатов трудящихся.

Положение Советов в политической системе того времени было обусловлено тем, что реальная власть принадлежала коммунистической партии, волю которой и выполняли Советы. Они утверждали планы экономического развития и организовывали трудящихся на их выполнение. В соответствии с Конституцией БССР 1937 г. Советам депутатов трудящихся принадлежали главные функции государственного руководства и организации общественной жизни. В 1947 г. состоялись первые в послевоенные годы выборы в высший законодательный орган государственной власти республики – Верховный Совет БССР, а в 1948 г. – в местные Советы.

3. Белорусская литература и искусство: принцип партийности и его влияние на свободу в творчестве.

От писателей требовалось придерживаться в своей творческой деятельности принципа партийности. Это означало, что деятели культуры должны были руководствоваться идеологией коммунистической партии, исходить из ее потребностей и предопределений. Литературные герои обязательно делились на положительных и отрицательных с осуждением последних как носителей отжившего, того, что не давало свободу в творчестве. Неугодных власти писателей репрессировали.