§ 2. Первобытная история человечества

1. Какие виды исторических источников могут быть использованы для изучения первобытного общества?

Для изучения первобытного общества могут быть использованы только археологические источники.

2. Почему существуют различные точки зрения на происхождение человека?

Потому что нет никаких письменных источников этого периода, а картину мира древнейших людей реконструируют на основе археологических раскопков, которые не позволяют получить одназначные ответы на все вопросы.

3. Какой критерий положен в основу археологической периодизации? Какие еще виды периодизации вы знаете?

В основу археологической периодизации входит изучение изготовленных человеком орудий труда и использовавшихся для этого материалов.

Помимо археологической периодизации, существует ещё геологическая, антропологическая и другие виды периодизации.

4. Составьте в тетради таблицу «Основные стадии развития человека», используя учебный материал. Сделайте вывод о том, как изменялась жизнь людей на разных этапах.

Основные стадии развития человека

Этап Произошедшие изменения в жизни людей
Австралопитек (4 млн лет назад) Могли ходить на двух ногах и изготавливать примитивные орудия для добычи пищи
Человек умелый (2,5–2 млн лет назад) Мог изготавливать простейшие каменные орудия, имел более развитый мозг
Человек прямоходящий (1,8 млн лет назад) Начал активно использовать огонь, масса тела и объём мозга были близки к современному человеку
Неандерталец (400–40 тыс. лет назад) Более развитая культура, считается тупиковой ветвью развития
Кроманьонец (40 тыс. лет) Был итогом развития вида человек разумный, соответствовал человеку современного типа

5. Определите основные отличия человека от животных.

В отличие от животного человек способен мыслить, говорить, ходить на двух ногах, адаптироваться к окружающей среде, создавать орудия труда, способен к творческой деятельности, может иметь не только материальные, но и духовные потребности.

7. Сформулируйте определение понятия «неолитическая революция». Объясните, почему этот процесс называют революцией и почему неолитической. Охарактеризуйте последствия «неолитической революции», используя схему на с. 23. Что хорошего и что плохого принесла обществу «неолитическая революция»?

«Неолитическая революция» — переход от присваивающего хозяйства к производящему, основанному на земледелии и животноводстве. Этот процесс называют революцией, потому что изменения были глобальными для жизни всего человечества: человек перестал зависеть полностью от природы, он стал самостоятельно производить себе пищу, выращивая различные культуры и разводя скот. Революцию называют «неолитическая» потому, что она проходила в эпоху неолита.

Последствия «неолитической революции». Революция способствовала появлению ремёсел, ткачества, гончарства, начали обрабатывать металл, появление соседской общины. Из плохих последствий «неолитической революции» можно отметить зарождение военных конфликтов и неравенства людей в обществе.

8. Определите и объясните закономерности появления: а) религии, б) производящего хозяйства.

Закономерности появления религии. Первобытный человек не мог объяснить происхождение некоторых явлений природы, например, дождь, молнию, ураган, смену поры года и даже рождение новых людей. Поэтому люди объясняли это замыслами высших сил.

Закономерности появления производящего хозяйства. Человек не мог влиять на восстановление природных ресурсов, но стремился гарантированно обеспечить себя пищей, в результате чего смог организовать производящее хозяйство.