Обобщение 1. Раздел I

1. Составьте тезисный план ответа, ментальную карту либо инфографику с использованием теоретического и фактологического материала по одному из следующих вопросов:

а) формирование населения на территории Беларуси: заселение первобытным человеком и индоевропейскими племенами:

  1. 100-35 тыс. лет назад появились первые сведения о появлении первобытного человека на территории Беларуси;
  2. 40—35 тыс. лет назад — появление человека разумного на территории Беларуси, появление стоянок Бердыж и Юровичи;
  3. В период каменного века 100—35 тыс. лет назад — конец ІІІ тыс. до н. э. люди селились родовыми общинами и племенами — становление первобытного общества;
  4. в середине ІІІ тыс. до н. э. появились индоевропейцы;
  5. выделение более 40 этнических сообществ — балты, германцы, славяне, кельты и др.;
  6. в период ІІ тыс. до н. э. — V в. н. э. происходила ассимиляция доиндоевропейского населения;
  7. в период VI — начало XXI в. происходила славянизация балтского населения, появились кривичи-полочане, дреговичи, радимичи.

б) влияние климата на развитие первобытного общества на территории Беларуси:

  1. 22—18 тыс. лет назад — сильное похолодание на территории Беларуси, исчезновение первых стоянок;
  2. 15 тыс. лет назад — отступление ледника;
  3. около ІX тыс. до н. э. — окончательное исчезновение тундрового ландшафта и распространение березово-хвойных лесов, исчезновение маммонтоов и других крупных животных;
  4. увеличение численности оседлого населения в связи с уменьшением количества животных;
  5. развитие присваевающего хозяйства: охоты, собирательства и рыболовства.

в) развитие материальной культуры на протяжении каменного, бронзового и железного веков на территории Беларуси:

  1. изготавление в каменном веке орудий труда из кремня, кости и камня для охоты и добычи природных ресурсов, строительство прочных жилищ;
  2. зарождение первых форм первобытного искусства;
  3. появление остродонной керамической посуды и новых оружий: копья, лук, стрелы, гарпуны;
  4. строительство углубленными в землю построек, расположенных возле воды на возвышенностях;
  5. появление новых орудий труда: серпы, мотыги, зернотерки;
  6. возникновение металлургии в бронзовом веке, использование бронзы и меди;
  7. появление плоскодонной посуды: миски, чаши, горшки;
  8. постройка небольших укреплённых жилищ;
  9. осваивание новыков изготовления и обработки железа в железном веке;
  10. появление новых оружий из железа: наконечники стрел и копий, боевые топоры, ножи;
  11. постройка поселений со сложными оборонительными сооружениями — городищ.

2. Составьте описание первобытного строя на территории Беларуси с использованием «облака слов». Включите в него понятия, необходимые для более полной характеристики этой эпохи.

Первобытный строй делился на на три периода: каменный, бронзовый и железный века. Основными занятиями людей в каменном веке с началом мезолита были охота, собирательство и рыболовство. Зарождаются гончарное дело и ткачество. Кроманьонцы жили уже родовыми общинами, которая объединяет 50-70 кровных родственников.

В период бронзового века люди начали приручать всё больше животных, а затем перешли к их разведению — животноводству. В период неолита начался переход от присвающего к производящему хозяйству, что обусловило «неолитическую революцию».

Невозможность объя­снить природные явления (молнию, гром и др.) породила у людей веру в первые религиозные представления: анимизм, фетишизм, тотемизм. Основным способом осмысления человеком окружающего мира была мифология. Таким образом зарождалась религия.

  1. Анимизм — вера в существование душ и духов.
  2. Фетишизм — вера в сверхъестественные свойства предметов.
  3. Тотемизм — вера в сверхъестественное значение того или иного животного либо растения.

3. Распределите приведенные в «облаке слов» понятия по группам. Признаки групп определите самостоятельно. Разъясните, по каким признакам вы организовали группы. Составьте ментальную карту по одной из групп.

Группы:

  1. Хозяйство: рыболовство, производящее хозяйство, гончарное дело, животноводство, охота.
  2. Религия: мифология, анимизм, тотемизм, фетишизм.
  3. Общество: первобытный строй, родовая община.
  4. Эпохи: каменный век, бронзовый век, железный век, «неолитическая революция».

Ментальная карта «Общество»:

4. Объясните причинно-следственную связь между явлениями:

а) переход от присваивающего к производящему хозяйству на территории Беларуси:

При присваивающем хозяйстве человек брал всё у природы, однако численность населения постоянно росла и постепенно исчерпыввались природные ресурсы, что обсуловило переход к производящему хозяйству.

б) начало производства железа и деление общества по имущественному признаку:

С появлением железа и железных орудий производительность труда возросла ещё больше — у отдельных родов и племен накапливалось имущество, что привело к имущественному неравенству.

в) религиозные верования и развитие первобытного искусства:

Появление религиозных верований сопровождалось необходимостью в определенных ощущениях и взглядах, позволяющих создать представление о картине мира. Доступными способами отображения окружающего мира, передачи религиозных взглядов того времени было первобытное искусство: изготовление украшений, костяных статуэток, нанесение изображений на кости.

г) разъясните причинно-следственную связь на основе схемы:

Усовершенствование орудий труда способствовало росту производительности обработки земли, что привело к небывалому росту урожая. В результате начали появляться излишки продуктов, а у отдельных родов и племен накапливалось имущество. У кого-то было больше ценных изделий или орудий, у кого-то меньше — зарождалось имущественное неравенство, которое вело к войнам. Поэтому жители были вынуждены защищать нажитое добро и свои поселения, укрепляя их оборонительными сооружениями. Так возникли городища.

5. Определите причины и последствия одного из исторических явлений:

а) «неолитическая революция» на территории Беларуси:

Причины: исчерпание природных ресурсов, рост численности населения.
Последствия: выросла производительность труда, развивалось хозяйство, человек начал разводить домашних животных, выращивать продукты,  появились излишки продуктов, ускорился рост численности населения, зародилось ремесло.

б) возникновение имущественного неравенства:

Причины: появление железных орудий труда и переход к производящему хозяйству обсусловил появление излишков продуктов и накопление имущества — начался переход к имущественному неравенству.
Последствия: распад родовой общины, возникновение войн.

в) возникновение религиозных верований:

Причины: интеллектуальное развитие людей, возникновение у человека необходимости в определенных ощущениях и взглядах, позволяющих создать представление о картине мира и объяснить место человека в нем.
Последствия: зарождение первобытного искусства и мифологии.

Подготовьте свой ответ в виде схемы.

Начертите схему, в которой слева будут расположены блоки с причинами явления. От блоков с причиной начертите стрелки к блоку с явлением («неолитическая революция», имущественное неравенство или религиозные верования). Затем от явления начертите стрелки к блокам с последствиями.

6. Соотнесите в таблице хронологические границы периодизации первобытного общества в истории Беларуси и всемирной истории и сделайте вывод о причинах их отличия.

Периоды Хронологические рамки
всемирная история история Беларуси
Каменный век 2,5 млн лет назад — 3,5 тыс. лет до н. э. 100 тыс. лет назад — конец III тыс. до н. э.
Бронзовый век 3,5 тыс. лет до н. э. — XII в. до н. э ІІ тыс. до н. э. — VIII в. до н. э.
Железный век XII–IV вв. до н. э. VII в. до н. э. — V в. н. э.

Причины отличий периодизации всемирной истории и истории Беларуси заключаются в том, что на территорию Беларуси первые люди пришли несколько позже, чем на территорию других государств. Это также обсуловлено нашим климатом: долгое время на нашей территории находились ледники, только 14 тыс. лет назад отступил последний, однако климат всё ещё оставался холодным. Кроме того, «неолитическая революция» у нас проходила неравномерно и этот процесс считают условным.

7. Сравните родовую и соседскую общины. Результаты сравнения оформите в виде инфографики, рисунка.

Признак Родовая община Соседская община
Поселение только кровные родственники разные роды и племена
Хозяйство принадлежит семье принадлежит общине
Брак невозможен возможен между представителями разных родов
Отношения родовые экономические и территориальные

В родовую общину входили только родственники, все они имели общее имущество, социальные связи основывалась на родовых отношениях, нельзя было вступать в брак с человеком из одной общины, у каждой семьи было своё хозяйство.

В соседкую общину входили разные роды и племена, община основывалась на экономических и территориальных связях, хозяйство велось общиной и принадлежало общине, а не отдельно семьями.

8. Сравните присваивающее и производящее хозяйства по самостоятельно определенным признакам. Итоги оформите в виде таблицы.

Признак Присваивающее хозяйство Производящее хозяйство
Хозяйственные деятельности собирательство, охота, рыболовство земледелие, животноводство
Зависимость от природных ресурсов да нет
Эффективность низкая высокая

9. Используйте хронологическую таблицу в начале раздела для определения наиболее значительных периодов в жизни древнего человека (если необходимо, дополните хронологическую таблицу, создав новую). Объясните свой выбор.

100-35 тыс. лет назад — Первые сведения о появлении первобытного человека на территории Беларуси. Это событие положило начало Древней истории на территории Беларуси.

14 тыс. лет назад — отступление последнего ледника с территории Беларуси. Это событие положило начало формированию благоприятного климата для жизни древнего человека, начала распространяться растительность в виде лесов.

Конец V тыс. до н. э. — конец III тыс. до н. э — Эпоха неолита на территории Беларуси. Возникновение производящих форм хозяйства. Производящее хозяйство позволило древним людям стать не зависимыми от природных ресурсов и производить продукты самим, причём в значительно больших объёмах, чем при присваивающем хозяйстве.

VII в. до н. э. — V в. н. э — Начало железного века, переход к изготовлению металлических изделий. Это позволило нашим предкам значительно повысить свою производительность труда и добывать намного больше продуктов.

10. Заполните таблицу, посвященную изменениям в жизни древнего человека.

Археологический период Хронологические рамки Тип
хозяйства
Основные
занятия
Орудия
труда
Каменный век 100-35 тыс.
лет назад —
конец ІІІ тыс. до н. э.
в основном присваивающее, в неолите распространялось производящее охота, собирательство, рыболовство, бортничество, изготовление керамической посуды, птицеловство, примитивное
земледелие, животноводство
остроконечники, скребки, копья, лук, каменный топор, челны, сети, удочки с костяными крючками
Бронзовый век ІI тыс. — VIII в. до н. э. в основном производящее, сохранялось присваивающее ведущими были земледелие и животноводство; распространение мотыжного
и подсечно-огневого земледелия, добыча кремня, ремесло
мотыга, борона-суковатка, топоры, булавы, топоры-клины
Железный век VII в. до н. э. — V в. н. э производящее ведущее было подсечно-огневое земледелие; животноводство, добыча
железа, внедрение
подсечно-огневого
земледелия в качестве основного хозяйственного занятия, развитие ремесел
рыболовные крючки, ножницы, серпы, сверлёные топоры

11. Заполните синхроническую таблицу важнейших событий в древней истории Беларуси и стран Европы. Страны и критерии для синхронизации определите сами. При необходимости используйте знания, полученные на уроках по всемирной истории, и дополнительные источники информации.

Событие (критерий
для синхронизации)
Греция Италия Беларусь
Появление первых стоянок 500-200 тыс. лет назад около 500 тыс. лет назад 24-е тыс. до н. э.
Появление предков
человека разумного
более 40 тыс. лет назад 34-28 тыс. лет назад  40-35 тыс. лет назад
Начало «неолитической революции» 7-6.5 тыс. лет до н. э. 7 тыс. лет до н. э. конец 5 тыс. до н. э. —
конец 3 тыс. до н. э.

Какой вывод можно сделать на основании этой таблицы?

Развитие первобытного общества на территории Беларуси и Европы зависило в том числе от климата и географического положения.

12. Внимательно проанализируйте таблицу. Дайте названия трем периодам, расположенным в столбцах. Составьте описание окружающего мира и жизни: а) кроманьонца со стоянки Бердыж; б) древнего шахтера из поселка Красносельский; в) кузнеца из поселения Лабенщина.

Названия трёх периодов: каменный век, бронзовый век, железный век.

Описание окружающего мира и жизни кроманьонца со стоянки Бердыж

Бердыжская стоянка находится в 3 км к югу от деревни Бердыж на реке Сож. На этой стоянке жило около 50 человек. Жилища представляли собой сооружения овальной формы. Во время охоты кроманьонец вместе со своими соплеменниками использовали копья для охоты на мамонтов. Добыча использовалась не только для пропитания, но и для обустройства жилищ — кости мамонта очень крупные и крепкие, из них получались хорошие хижины.

13. Посмотрите фильм о жизни обитателей белорусских земель в древние времена из цикла «История Беларуси», созданного телеканалом «Беларусь 24» (ссылка: https://clck.ru/H2TP8). Определите, вся ли информация в картине достоверная. Почему вы так решили? Приведите доказательства вашей точки зрения. Найдите не менее трех ошибок.

В картине не вся информация достоверная.

В начале ролика говорится: «Изобретение земледелия и животноводства изменили жизнь на территории Беларуси настолько, что историки назвали это событие "аграрной революцией".» — Историки назвали это событие «неолитической революцией».

В середине ролика говорится: «Железную руду на территории Беларуси научились добывать примерно 3 тыс. лет назад.» — Железную руду начали добывать в период с VII в. до н. э. по V в. н. э.

Также в ролике говорится: «в VI в. общая народность славян разделилась на западных (поляков, чехов, славаков) и восточных (белорусов, русских и украинских).» — В VI в. ещё не было белорусов и украинцев, в в VI в. славяне только появились на территории Беларуси.

14. Представьте, что вы — журналист школьного исторического журнала для учеников 6 класса. При помощи ментальной карты на с. 14—15 составьте тезисный план статьи для этого журнала по истории первобытного общества на территории Беларуси. Придумайте название для статьи. Определите, какие пункты плана вы будете иллюстрировать.

Название: "От камня к железу: развитие первобытного общества"
План статьи:
1. Каменный век
2. Бронзовый век
3. Железный век
Буду иллюстрировать все пункты плана.

15. Сравните два отрывка. К какому типу текстов они относятся? Используйте свои знания по белорусскому и русскому языкам. По каким признакам вы сделали такой вывод?

Два отрывка относятся к типу текстов "описание". Для этого типа текста характерно большое количество прилагательных и причастий, т. к. описывается какой-либо предмет, явление, человек и т.д.

16. О каком событии из истории Беларуси рассказывают приведенные фрагменты текстов?

Приведенные фрагменты текстов рассказывают о переселении невров со своей родины.

17. Составьте небольшое сообщение (2000 знаков) для социальной сети Instagram на основе этих документов. Подберите иллюстрацию к своему сообщению.

Самое старое белорусское предание – это легенда о неврах, которая уходит в давние доантичные времена. Она о том, что в самые древние времена на территории нынешней Брестской и Гродненской области в лесах жили могучие воины – невры.

Они были огромной силы и непобедимы в бою. При большой опасности они могли закрутиться вокруг своей оси и превратиться в волка. Кроме того, один раз в году во время самой короткой ночи – все невры превращались в волков для посвящения юношей племени в воины. Невры никогда не нападали первыми, и использовали свои навыки только с целью защиты.

18. Проведите краеведческие исследования по одной из следующих тем:

«Археологические памятники на территории Светлогорского района»

Вёска Давыдаўка

Вёска пачынаецца ад лесу і паступова ўздымаецца на ўзгорак, за якім знаходзіцца в.Загор’е, якая як бы з’яўляецца працягам Давыдаўкі. На вышыні ўзгорка-старадаўнія магілкі, каля якіх стаяла Яўтушкавіцкая прыходская царква 1753 года пабудовы. На могілках і вакол іх да нашага часу захаваліся славянскія курганы – месцы пахаванняў нашых далёкіх продкаў – дрыгавічоў. У двух кіламетрах ад вёскі цячэ рака Іпа, якая упадае ў Прыпяць. Каля рэчкі яшчэ і зараз можна адшукать кавалкі балотнай руды і жалеза – сляды ад былой домніцы, на якой нашы продкі з балотнай руды плавілі жалеза.

«Происхождение местных гидронимов»

Деревня Давыдовка

В двух километрах от деревни Давыдовка течет река Ипа, которая впадает в Припять. Наиболее вероятно финское происхождение название, от hyppy – прыжок, прыгать.

«Происхождение местных топонимических названий».

Вёска Давыдаўка

Вёска пачынаецца ад лесу і паступова ўздымаецца на ўзгорак, за якім знаходзіцца в.Загор’е, якая як бы з’яўляецца працягам Давыдаўкі. У двух кіламетрах ад вёскі цячэ рака Іпа, якая упадае ў Прыпяць. Раней у рэчышчы вадзілася шмат рыбы-шчупакоў, язёў, плотак, карасёў, жылі выдры і нават бабры. Аб чым сведчыць назва ўрочышча Бабровіны. Каля рэчкі яшчэ і зараз можна адшукать кавалкі балотнай руды і жалеза – сляды ад былой домніцы, на якой нашы продкі з балотнай руды плавілі жалеза. Як памятка тых часоў захавалася урочышча Рудня. На гэтым месцы да 1939 года стаяў пасёлак Рудня Яўтушкавіцкая.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_10, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!