§ 4. Возрождение и развитие образования и науки в БССР в послевоенный период

1. Перечислите с помощью атласа высшие учебные заведения, которые были открыты или возобновили занятия в БССР в первой половине 1950-х гг.

Белорусский политехнический институт, БГУ, Медицинский институт, Белорусский институт народного хозяйства, Белорусский театральный институт, Минский педагогический институт иностранных языков, Гродненский сельскохозяйственный институт, Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта, Белорусский институт механизации и электрификации сельского хозяйства.

2. Охарактеризуйте деятельность В. Ф. Купревича.

В.Ф. Купревич – белорусский научный деятель. Был академиком АН БССР, членом-корреспондентом АН СССР, доктором биологических наук. Герой Социалистического Труда. Свою докторскую работу он защитил в блокадном Ленинграде в 1942 г. Основные направления деятельности — ботаника, почвоведение, физиология. Занимался также философией, проблемой жизни и смерти с точки зрения биологии. Приложил огромные усилия для восстановления исследований в генетике.

3. Определите, почему особое внимание уделялось подготовке инженерных кадров.

В промышленном производстве на должностях инженеров и техников работало значительное число практиков. Это требовало дальнейшего расширения и совершенствования подготовки инженерных кадров.

4. Объясните, что стало препятствием для того, чтобы ученые работали с большей творческой отдачей.

Препятствием для того, чтобы ученые работали с большей творческой отдачей, стала слабость материально-технической базы. Научных приборов и оборудования не хватало, многое из них устарело. Отрицательно действовали и административные методы управления.

5. Определите достижения и трудности в процессе восстановления народного образования.

Во время фашистской оккупации школьные здания, а также оборудование были почти полностью уничтожены, многое просто пошло на дрова. Чтобы восстановить работу школ, нужно было отремонтировать или заново построить школьные здания, наладить выпуск школьного оборудования, учебной литературы, подготовить учителей. Ремонтом и строительством школ занимались не только строители, но и учителя, родители учеников и даже военнослужащие. Это позволило уже в 1945/1946 учебном году ввести в действие 80% от довоенного количества школ.

В первый учебный год в обновленных школах работало лишь около половины довоенного количества учителей. Поэтому в школы на работу направлялись демобилизованные из армии бывшие учителя. В результате уже в 1946 г. количество учителей в Беларуси составило свыше 80 % от довоенного.

6. Составьте в тетради сравнительную таблицу «Развитие образования и науки БССР в 1920—1930-е гг. и в первое послевоенное десятилетие».

Развитие образования и науки БССР в 1920—1930-е гг. и в первое послевоенное десятилетие

Признаки для сравнения

«Культурная революция» Послевоенное возрождение
Внутриполитические условия укрепление позиций большевиков, политика "белорусизации", раскулачивание, однопартийная система однопартийная система, руководящая роль коммунистической партии, репрессии
Экономические условия политика НЭПа, упор на сельское хозяйство, многоукладная, с элементами рыночных отношений модель экономического развития, индустриализация и коллективизация, появление новых отраслей промышленности (машиностроение, химическая и т.д.) упор на тяжелую промышленность, централизованная плановая административно-командная модель экономического развития
Основные достижения белорусский язык стал официальным языком в работе партийных, советских и общественных организаций, а также частей Красной Армии, находившихся на территории Беларуси В.Ф. Купревич внес вклад в развитие ботаники, физиологии и почвоведения, Г.М. Богомолов открыл Старобинское месторождение калийных солей, Г.И. Сидоренко сделал более 160 изобретений в медицине

 

 

7. Определите, какими были условия послевоенного обучения. Используйте документ №62 хрестоматии.

Условия послевоенного обучения были тяжелыми. Во время фашистской оккупации школьные здания, а также оборудование были почти полностью уничтожены, многое просто пошло на дрова. Школы организовывались и частных домах, даже в землянках. Не хватало учителей.

8. Если бы вам пришлось быть учеником школы сразу после войны, каким было бы ваше отношение к учебе? Свой ответ аргументируйте.

Я бы был(а) очень прилежным, старательным и ответственным учеником, потому что необходимо было как можно скорее обучиться, чтобы пойти работать и помочь в восстановлении хозяйства страны.