§ 2. Формирование и кризис «общества всеобщего благосостояния»в странах Запада

1. Охарактеризуйте состояние стран Запада и США после Второй мировой войны. Какие основные проблемы необходимо было решить?

После Второй мировой войны экономика США и Западной Европы вступила в период восстановления и реконструкции. В некоторых государствах, особенно в побеждённых, не хватало продовольствия, жилья, промышленных товаров, массовый характер приобрела безработица. 

2. Раскройте содержание понятия «общество всеобщего благосостояния». На каких идеологических и экономических идеях оно основано? Почему в 1970-х гг. «общество всеобщего благосостояния» оказалось в состоянии кризиса?

В 1950-х-1960-х гг. в передовых странах Запада сложилась идея «общества всеобщего благосостояния», согласно которой государство должно было гарантировать гражданам высокий уровень социального обеспечения и стремиться поддерживать устойчивый экономический рост. Идеологической основой «государства всеобщего благосостояния» стала доктрина социального либерализма, которая наряду с развитием рыночных отношений признавала государственное регулирование экономики и высокий уровень социальной защиты и социального обеспечения, в качестве основных факторов социально-экономического развития.

Для «общества всеобщего благосостояния» были характерны низкий уровень безработицы, значительный спрос на товары массового потребления, разрешение жилищной проблемы, высокий уровень организации досуга, рост сферы услуг, совершенствование системы здравоохранения и образования. Государство оказывало широкую помощь бедным слоям населения, молодёжи, обеспечивало высокий
уровень пенсий и других социальных пособий.

В начале 1970-х гг. «общество всеобщего благосостояния» оказалось на грани кризиса. Экономический рост в странах Запада замедлился из-за больших затрат на развитие социальной сферы, бюрократизации системы управления, коррупции и т.д. Государственное регулирование экономики ограничивало развитие рынка, росла инфляция, увеличивался уровень безработицы. Внутренние рынки оказались перенасыщенными товарами длительного пользования. На Западе изжила себя форма экстенсивного (затратного) типа экономического роста. Рост инфляции привёл к тому, что в 1972 г. США отменили золотое содержание доллара, национальные валюты стран Запада пустились в «свободное плавание». Нарастанию кризиса способствовало резкое повышение цен на нефть в 1973 г. В 1974 — 1975 гг. разразился мировой экономический кризис, который затронул почти все капиталистические страны. Промышленное производство сократилось на 15 %, а уровень безработицы вырос в 2-3 раза. 

3. Какие изменения в социально-экономическом развитии предложили неоконсерваторы? Почему эту политику называют неоконсервативной революцией?

Неоконсерваторы считали, что основное внимание следует уделить не перераспределению производимого продукта, а обеспечению условий его постоянного роста и поощрению деловой активности, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. В связи с этим неоконсерваторы ослабили государственное регулирование экономики, перестали дотировать нерентабельные предприятия, уменьшили расходы на социальные нужды. Они провели приватизацию — передачу в частную собственность части государственного сектора экономики, обеспечили, снизив налоги, условия для развития малого и среднего бизнеса. Это привело к экономическому росту и обновлению технологической базы производства.

Такую политику называют неоконсервативной революцией, потому что неоконсервативная модернизация в экономике и политике западных стран привела к
формированию новой экономической и социальной модели развития общества.

4. Почему после Второй мировой войны усилилось экономическое и политическое сотрудничество между странами Западной Европы? Какие факторы содействовали интеграционным процессам в Западной Европе? Начните составление таблицы «Интеграция стран Западной Европы»:

Экономическая и политическая интеграция стран Западной Европы способствовала их восстановлению и реконструкции.

В 1949 г. для содействия интеграционным процессам, особенно в области защиты прав человека, была создана международная организация — Совет Европы (СЕ). В 1951 г.
Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург учредили Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В мае 1957 г. в Риме эти страны подписали соглашения о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), или Общего рынка.

Интеграция стран Западной Европы

 

Дата Название
организации
Страны-участницы Цели объединения
1949 г. Совет Европы (СЕ) Бельгия, Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Франция, Швеция содействие интеграционным процессам, особенно в области защиты прав человека
1951 г. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург экономические
май 1957 г. Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) (Общей рынок) Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург создание единого экономического пространства, в
котором гарантировалось свободное передвижение капиталов, рабочей силы, выравнивание уровня экономического и социального развития стран сообщества

5. Совет Европы — одна из старейших в Европе международных организаций. Подготовьте сообщение о её структуре и деятельности. Используйте дополнительные источники информации.

Структура Совета Европы:

В структуру основных органов Совета Европы входят Комитет министров (КМСЕ), Парламентская ассамблея (ПАСЕ), Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ, до мая 2007 года - КМРВЕ) и Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ).

Комитет министров (КМСЕ) - директивный орган, в котором представлены министры иностранных дел 47 государств‑членов Совета Европы или их постоянные дипломатические представители в Страсбурге (Франция).

Сессии Комитета министров на уровне министров иностранных дел проводятся один раз в год в мае, как правило, в Страсбурге. Между сессиями еженедельно проходят заседания КМСЕ в формате постоянных представителей стран‑участниц при Совете Европы.

Наиболее важные решения Совета Европы по отдельным вопросам принимаются Комитетом министров по согласованию с другими основными органами СЕ в виде соответствующих европейских конвенций. Решения КМСЕ по вопросам деятельности СЕ носят обязательный характер, тогда как рекомендации КМСЕ странам‑членам СЕ являются для них не юридически, а политически обязательными. Наиболее важные из них принимаются консенсусом, однако формальное требование консенсуса в КМСЕ отсутствует.

КМСЕ контролирует и координирует весьма разветвленную сеть рабочих органов межправительственного сотрудничества - специализированных комитетов и групп различного уровня (более 100).

Председательство в КМСЕ осуществляется государствами - членами на ротационной основе в порядке английского алфавита в течение 6 месяцев.

Парламентская ассамблея (ПАСЕ) объединяет 636 членов (318 представителей и 318 их заместителей), назначаемых национальными парламентами. Наделена консультативными функциями. В Ассамблее действует пять политических групп (фракций). Ежегодная сессия ПАСЕ разбита на четыре части и проходит, как правило, в последнюю неделю января, апреля, июня и сентября. Ключевые решения (заключения на проекты правовых документов и рекомендации ПАСЕ и т.д.) принимаются квалифицированным большинством в две трети голосов. В остальных случаях, в том числе при принятии резолюций, требуется простое большинство. Ассамблея формирует Постоянную комиссию, Бюро, 10 функциональных комиссий, а также Совместный комитет для координации деятельности между ПАСЕ и КМСЕ.

Конгресс местных и региональных властей Совета Европы (КМРВСЕ) состоит из Палаты регионов и Палаты местных властей и включает 318 выборных представителей местного и регионального уровней власти и такое же число их заместителей. КМРВСЕ, как и ПАСЕ, наделен консультативными функциями. Пленарные заседания проходят два раза в год. Главные цели ‑ развитие демократии на местах, укрепление приграничного и межрегионального сотрудничества в Европе.

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге является контрольным механизмом Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). Состоит из судей, число которых соответствует количеству государств‑участников ЕКПЧ. Судьи участвуют в работе ЕСПЧ в личном качестве и не выступают от имени государств.

Генеральный секретариат, состоящий из примерно 1800 сотрудников. В сентябре 2009 года генеральным секретарем СЕ на пять лет избран Турбьёрн Ягланд (Норвегия).

В 1999 году был утвержден пост Комиссара СЕ по правам человека. Институт Комиссара рассматривается как несудебный орган, созданный для наблюдения за правами человека в государствах ‑ членах СЕ. Комиссар не занимается рассмотрением индивидуальных жалоб.

Под эгидой СЕ функционирует четырнадцать организаций‑спутников с самостоятельным бюджетом. Правовой основой их создания и функционирования служат т.н. "Частичные соглашения".

6. Раскройте содержание понятия «научно-техническая революция». Какие явления её характеризуют?

Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил, превратившее науку в ведущий фактор общественного производства. НТР связывают, прежде всего, с выдающимися достижениями в области ядерной физики, электроники, кибернетики и генетики. Особое значение имело изобретение электронно-вычислительных машин (ЭВМ), или компьютеров. Составной частью НТР стало освоение космоса.