§ 1. Мир древней истории

1. Придумайте предложения с различными значениями слова «история».

У нашей страны очень богатая история.
После каникул сосед по парте рассказал мне интересную историю о том, где он побывал на каникулах.

2. Древнеримский оратор Цицерон называл историю «учительницей жизни». Как вы можете объяснить смысл этого выражения? Чему могут научить уроки истории?

Из истории человечество может извлечь для себя хорошие уроки: история дает понимание происходящего, дает возможность в каких-то моментах прогнозировать будущее и не совершать повторно ошибки.

3. Какие исторические источники вы можете найти у себя дома? О чем они могут рассказать?

У меня дома сохранились значки времен Советского Союза, военные награды моего деда, альбомы со старыми семейными фотографиями, письма. Они могут рассказать о жизни моей семьи, о жизни людей в те времена.

4. Как вы думаете, какие источники — вещественные, устные или письменные — являются более важными? Почему вы так решили?

Мне кажется, что наиболее важными являются вещественные источники. Устные источники могут быть по-разному интерпретированы людьми, и через некоторое время их содержание может исказиться. Нельзя сказать, что и письменные источники абсолютно надежны: язык, который был использован при их создании, может устареть и перестать использоваться.

5. Какие легенды и мифы, связанные с историей Беларуси, вы знаете? Какие сведения о прошлом можно из них почерпнуть?

Я знаю легенду о том, что в Беларуси между замками в Ружанах и в Коссово есть секретный подземный ход. По легенде его длина была 25 километров!
Есть множество легенд о Мирском замке и замке в Несвиже. Часть из них связана с привидениями, которые населяют эти архитектурные сооружения.

Из легенд можно почерпнуть сведения о жизни людей того времени.