§ 17. Обобщение по разделу III
1. Выскажите свое отношение, в том числе эмоциональное, к обозначенным на «ленте времени» историческим событиям (процессам) и объясните его.
Воссоединение Западной Беларуси с БССР
Я положительно отношусь к воссоединению Западной Беларуси с БССР, т.к. это положило конец полонизации части белорусского народа.
Оборона Брестской крепости
Героически сражались защитники Брестской крепости. В первый день войны они смогли нанести противнику урон, составлявший почти треть от всех потерь вооруженных сил Германии за 22 июня.
Установление германского оккупационного режима и геноцид на территории Беларуси
Я негативно отношусь к установлению германского оккупационного режима на территории Беларуси. Он представлял собой человеконенавистническую политику, направленную на ликвидацию советского строя, угнетение и уничтожение людей.
Деятельность партизанских формирований и патриотического подполья
Деятельность партизанских формирований и патриотического подполья внесла большой вклад в победу в Великой Отечественной войне.
Проведение Белорусской наступательной операции
Проведение Белорусской наступательной операции играло огромную роль. В результате была освобождена территория Беларуси, восточной Польши, часть Балтии и практически полностью разгромлена германская группа армий "Центр".
Участие БССР в создании ООН
Участие БССР в создании ООН способствовало повышению авторитета БССР на международной арене.
2. Найдите и объясните ключевые слова:
В выдержке из Декларации Народного собрания о вхождении Западной Беларуси в состав БССР:
«Черные годы унижения белорусского народа под игом польских панов» — годы, когда Западная Беларусь входила в состав Польши, при этом власти проводили политику полонизации, ущемления прав и свобод белорусов.
Западная Беларусь — термин, применявшийся в СССР по отношению к территории Беларуси, находившейся в составе Польши с 1921 по сентябрь 1939 года.
«Расчлененные две части единого белорусского народа» — имеется ввиду Западная Беларусь и БССР.
В выдержке из директивы ЦК КП(б)Б партийным, советским и комсомольским организациям от 1 июля 1941 г. о развертывании партизанской войны в тылу врага:
Фашизм — совокупность политико-идеологических течений крайне правого толка, проповедующие национализм, расизм, шовинизм, ксенофобию и другие подобные взгляды.
Отечественная война — все войны, направленные на защиту своей Родины, носят это гордое звание.
В выдержке из протокола международной конференции в Сан-Франциско, созванной для создания ООН:
Черчилль — британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940-1945 и 1951-1955 годах.
Заседание в Крыму — Ялтинская (Крымская) конференция союзных держав (4-11 февраля 1945).
Конференция в Сан-Франциско — международная конференция, проходившая с 25 апреля по 26 июня 1945 года. В конференции участвовали 50 государств, которые являлись учредителями Организации Объединённых Наций.
«Приглашение двух советских республик, принесших столь большие жертвы в борьбе с Германией» — речь идет о БССР и УССР.
3. Сравните:
Сравните цели нацистской Германии и Советского Союза в войне:
Главными целями нацистской Германии в войне против Советского Союза являлись расширение жизненного пространства для германской нации за счет присоединения восточных территорий, разрушение советского государственного и общественного строя, онемечивание населения и физическое уничтожение значительной его части. Советский Союз же занимал сторону защиты своего народа и границ.
Сравните причины неудач и успехов Красной Армии в боевых действиях на территории Беларуси летом 1941 г. и летом 1944 г.:
Причины неудач. Высшее военное руководство СССР считало, что война будет разворачиваться на чужой территории и быстро завершится. Красная Армия не готовилась к обороне на западном направлении, потому что возможным направлением оборонительных действий считался юго-запад (Украина и Кавказ). В Западном особом военном округе, располагавшемся в том числе и на территории БССР, не было полностью проведено перевооружение новыми образцами боевой техники.
Причины успехов. Фашисты были не готовы к затяжной войне. Огромную роль сыграл патриотизм и героизм советских людей.
Сравните политику геноцида и деятельность Праведников народов мира:
Политика геноцида была направлена на полное или частичное уничтожение групп населения по расовому, национальному, этническому, политическому либо религиозному признакам. Человек мог стать жертвой геноцида по разным мотивам: за принадлежность к коммунистам, лицам еврейской национальности, за любое неподчинение оккупационным властям. Праведники народов мира — люди нееврейского происхождения, которые в годы Второй мировой войны спасали евреев.
Сравните территорию БССР в 1940 г. и в 1945 г.:
В результате воссоединения с Западной Беларусью территория БССР увеличилась со 125,5 тыс. км2 до 225,7 тыс. км2.
Во исполнение решений Крымской и Берлинской конференций союзных держав 16 августа 1945 г. в Москве премьер-министр польского временного правительства Национального Единства Э. Осубка-Моравский и Наркоминдел СССР Молотов подписали договор о советско-польской государственной границе. В пользу Польши из состава Беларуси изымалась часть территории, расположенной к востоку от «линии Керзона» до реки Западный Буг, а также часть территории Беловежской пущи, включая Немиров, Гайновку, Беловеж и Яловку, с отклонением в пользу Польши максимально на 17 км. Польская сторона передавала БССР лишь 15 деревень, населенных преимущественно белорусами. В общей сложности Польше было передано из состава БССР 14 300 км2.
4. Приведите исторические факты, отражающие:
Исторические факты, отражающие героизм воинов Красной Армии в оборонительных боях на территории БССР летом 1941 г.:
До последнего стояли на своих рубежах бойцы пограничной заставы в Брестской крепости.
Под Радошковичами совершил подвиг командир эскадрильи капитан Николай Гастелло. С согласия экипажа он направил подбитый самолет на группу немецких танков и автомобилей, совершив наземный таран.
Александр Маслов вместе со своим экипажем совершил в оборонительных боях Беларуси такой же подвиг, как и Н. Гастелло.
Исторические факты, отражающие политику геноцида в годы Великой Отечественной войны на оккупированной территории Беларуси:
Одним из проявлений геноцида в отношении населения Беларуси являлось уничтожение евреев. Еврейское население Беларуси сгонялось в специальные места проживания — гетто. В Беларуси было создано свыше 110 гетто. Крупнейшие из них располагались в Минске, Бресте, Барановичах, Гродно, Гомеле. Теснота, голод, антисанитарные условия, тяжелый труд, издевательства, погромы, массовые убийства сопровождали жизнь в гетто. На свою одежду евреев заставили нашить специальный знак в виде шестиконечной звезды. В Минском гетто приняли смерть около 100 тыс. евреев, в том числе привезенных из Австрии, Германии, Польши и Чехословакии.
Исторические факты, отражающие партизанское движение и патриотическое подполье на оккупированной территории Беларуси:
Подпольщики проводили сбор сведений о противнике, антифашистскую агитацию, диверсии. Члены подпольной организации Минска при содействии партизан уничтожили генерального комиссара Беларуси В. Кубе.
Примеры:
Шмырёв. Создал и возглавил 1-ю Белорусскую партизанскую бригаду. Оккупанты захватили в качестве заложников четырех детей М.Ф. Шмырёва. Захватчики требовали, чтобы отец сдался в плен в обмен на спасение жизней его детей. Шмырев не сдался в плен и за это заплатил жизнями расстрелянных детей.
Шершнёва. После курсов радистов перешла линию фронта и в составе комсомольско-молодежного отряда сражалась с врагом на оккупированной территории. В конце 1942 г. во время боя девушка закрыла своим телом стреляющий пулемет, который не удалось уничтожить гранатой.
Казей. Разведчик партизанской бригады, действовавшей в Минской области. В мае 1944 г. юноша оказался в окружении, отстреливался до последнего патрона и, чтобы не попасть в плен живым, подорвал себя гранатой.
Мамкин. Летчик. На своем самолете он вывозил воспитанников Полоцкого детского дома, которых оккупанты собирались использовать как доноров. При подлете к линии фронта самолет был подбит и загорелся, но пилот не бросил штурвал. У него загорелись комбинезон и шлемофон, вплавились в лицо летные очки, обуглились до костей ноги. Даже в таком состоянии он посадил самолет и тем самым спас детей. Только за одну ночь с 11 на 12 апреля А. Мамкин перевез 90 воспитанников детского дома.
Заслонов. Начальник паровозного депо на железнодорожном узле Орша. Под его руководством изготавливали мины, внешне похожие на куски угля. Через угольные склады их подбрасывали в паровозные топки. Таким образом заслоновцы выводили из строя поезда и осуществляли их крушения. Когда возникла угроза разоблачения Заслонова, он покинул Оршу и возглавил партизанский отряд. Погиб в бою с оккупантами.
Клумов. Врач. Клумов передавал партизанам необходимые медикаменты и хирургические инструменты, содействовал оборудованию полевых госпиталей. Записывал в медицинские карточки молодых людей такие диагнозы, которые помогали им не стать остарбайтерами. Арестованный Е.В. Клумов оказался в концлагере Тростенец. Ему предложили работать на Германию, но он отказался. Погиб вместе с женой в «душегубке» (машине, внутрь которой была выведена труба с выхлопными газами).
Исторические факты, отражающие вклад белорусов в дело победы на фронтах Великой Отечественной войны:
При обороне Ленинграда в августе 1941 г. уроженец Сенненщины наводчик танкового орудия Андрей Усов в одном бою снайперским огнем лично подбил 22 танка противника. Это единственный случай в истории. Тогда же в башню его танка попало более ста вражеских снарядов.
В боях за Днепр отличился уроженец Горецкого уезда Григорий Дольников. Во время одного из воздушных боев 20-летний летчик таранил фашистский самолет, но был подбит. Он попал во вражеский плен. Дольникову удалось с третьей попытки сбежать из плена, после чего он продолжал воевать с врагом.
В боях на территории Латвии закрыл своим телом стреляющий пулемет уроженец Минщины Петр Куприянов.
5. Объясните причинно-следственные связи между историческими процессами (фактами):
Начало Второй мировой войны → воссоединение белорусского народа в составе БССР:
1 сентября 1939 г. нацистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Имея огромный перевес в живой силе и технике, германские войска оккупировали значительные территории Польши, в состав которой по условиям Рижского мира входила Западная Беларусь. Были заняты некоторые западнобелорусские населенные пункты, в том числе город Брест. В условиях наступления германских войск по территории Польши руководство СССР приняло решение, согласно которому части Красной Армии перешли советско-польскую границу.
Оборонительные бои на территории Беларуси летом 1941 г. → срыв плана «молниеносной войны»:
Двухмесячные оборонительные бои в Беларуси не позволили противнику реализовать план «молниеносной войны», дали советским войскам возможность подготовиться к обороне на московском направлении.
Реализация германскими захватчиками плана «Ост» на оккупированной территории Беларуси → борьба белорусского народа против оккупантов:
Оккупанты грабили и жгли города и сёла. В Германию вывозились промышленное оборудование, сырье, лес и скот, культурно-исторические ценности. Уцелевшие предприятия передавались немецким фабрикантам и заводчикам, а земля — колонистам, бывшим помещикам. Все рабочие и служащие должны были явиться на свои рабочие места, а безработные — отметиться на бирже. Людей заставляли работать по 12—14 часов в сутки. Тех, кто отказывался, заключали в концлагеря, а инициаторов протестов расстреливали. Крестьян облагали непосильными налогами и сборами, взыскание которых сопровождалось карательными мерами. Люди не могли жить в таких условиях, и на оккупированной территории постепенно разворачивалось партизанское движение.
Вклад белорусского народа в достижение победы над нацистской Германией → включение БССР в число стран-основательниц ООН:
Включение БССР в число стран-основательниц ООН признавало большой вклад Советской Беларуси в разгром нацизма, понесенные ей в ходе войны колоссальные людские жертвы и материальные потери.
6. Докажите, что:
Борьба с германскими захватчиками на оккупированной территории Беларуси имела народный характер:
В борьбе против германских оккупантов приняли участие 374 тыс. партизан и 70 тыс. подпольщиков, что составило около 4,5% от довоенной численности населения Беларуси. Нигде движение Сопротивления не насчитывало в своих рядах более 1% населения.
Одной из причин героизма белорусского народа в Великой Отечественной войне были патриотические чувства советских людей:
За время оккупации в Беларуси были образованы и вели боевые действия 1255 партизанских отрядов, из них 997 входили в состав 213 бригад. 258 отрядов сражались самостоятельно. Всего по учетным данным Белорусского штаба партизанского движения в республике насчитывалось около 374 тысячи партизан.
7. Решите исторические задачи:
Почему Брестская крепость в годы Второй мировой войны оборонялась от германских войск дважды?
1 сентября 1939 г. нацистская Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Имея огромный перевес в живой силе и технике, германские войска оккупировали значительные территории Польши, в состав которой по условиям Рижского мира входила Западная Беларусь. Были заняты некоторые западно-белорусские населенные пункты, в том числе город Брест (и Брестскую крепость). 22 июня 1941 г. гитлеровские войска вероломно вторглись в пределы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война, которая стала составной частью Второй мировой войны. Первый удар приняли и бойцы пограничной заставы в Брестской крепости.
В чем заключалось чудо, о котором писала одна из американских газет в июне 1941 г.: «Для того чтобы красные смогли спастись от катастрофы на протяжении очень короткого времени, должно свершиться намного большее чудо, чем это было когда-либо со времен написания Библии»?
Чудо заключалось в патриотизме и героизме людей.
Почему советское командование решило нанести главный наступательный удар по германским войскам летом 1944 г. именно на территории Беларуси, где находилось множество труднопроходимых болот и лесов?
Армия противника не была готова к затянувшейся войне и к войне в условиях труднопроходимых болот и лесов.
В чем заключается символический смысл надписи «Любовью и единством спасемся», сделанной на памятнике «Колокол единения трех братских славянских народов» на месте одного из сражений Курской битвы?
Смысл надписи заключается в том, что вместе наши народы смогут преодолеть и пережить всё, одолеть любого врага.
Какое символическое значение имело торжественное перезахоронение в 2010 г. в Минске в Храме-памятнике в честь Всех Святых праха трех солдат — участников войны 1812 г., Первой мировой и Великой Отечественной войн?
Это перезахоронение символизировало духовное единение.
Как бы вы ответили на слова из последнего письма родителям, написанного сыном К. Крапивы Борисом, погибшим в 1942 г. в 20-летнем возрасте в боях под Сталинградом? Вот что он писал: «Как я хочу жить, как я хочу вас увидеть… Но что сделаешь — война».
Мне тяжело дать какой-либо ответ, т.к. я не представляю, что чувствует родитель, читая такие строки от своего ребенка, полные боли, любви и сожаления.
Почему председатель делегации БССР К.В. Киселев в своем выступлении на конференции по созданию ООН отметил, что «во многих официальных документах и газетах слово „Беларусь“ переводится как „Уайт Раша“. Это неправильно»? Для ответа используйте фотографию.
Да, это не правильно. Такое название уменьшает влияние на мировой арене (даже на конференции в Сан-Франциско использовалось другое название, «Уайт Раша»).