Подпишись на наш Instagram, если хочешь сдать экзамены на отлично! @shpory_2020_

§ 14. -15. Развертывание народной борьбы против германских оккупантов

0. Вопросы внутри параграфа.

Почему, по вашему мнению, дочь М. Ф. Шмырёва написала ему такую записку? Свой ответ поясните.

Потому что она хотела, чтобы он сделал правильный выбор и продолжил борьбу с врагом. Она понимала значимость отца в партизанском движении.

Прочитайте «Балладу о четырех заложниках», написанную в 1942 г. белорусским поэтом Аркадием Кулешовым. Какие чувства вызывает у вас это произведение?

Вызывает чувства боли, жалости и сочувствия.

В чем заключался жизненный выбор М. Казея?

Марату предложили улететь в тыл, но он отказался и продолжил мстить врагам за своих родных. В мае 1944 г. юноша оказался в окружении. Перед ним стоял выбор: попасть в плен или умереть. Марат выбрал последнее и подорвал себя гранатой.

Медики не могли понять, как управлял самолетом обгоревший летчик. Сформулируйте собственное объяснение.

Пилотом двигало желание спасти детей, это и помогло ему управлять загоревшимся самолетом в таком состоянии.

Можно ли считать летчика А. Мамкина своего рода «отцом» спасенных им детей?

Да, можно. Он подарил им вторую жизнь.

Определите, какой жизненный момент изображает скульптурная композиция.

Скульптурная композиция изображает момент, как женщина провожает любимого на войну.

Посмотрите фильм «Обыкновенный фашизм». Какие чувства он у вас вызывает?

«Обыкновенный фашизм» вызывает противоречивые чувства: интересно и, в тоже время, жутко наблюдать зарождение и постепенное развитие явления фашизма. Кадры из этого фильма никого не оставят равнодушными

1. Заполните в тетради таблицу «Партизанское и подпольное движение на оккупированной территории Беларуси».

Фамилии участников партизанского и подпольного движения Краткое описание боевой деятельности. Примеры героизма и самопожертвования
Шмырёв Создал и возглавил 1-ю Белорусскую партизанскую бригаду. Оккупанты захватили в качестве заложников четырех детей М.Ф. Шмырёва. Захватчики требовали, чтобы отец сдался в плен в обмен на спасение жизней его детей. Шмырев не сдался в плен и за это заплатил жизнями расстрелянных детей.
Шершнёва После курсов радистов перешла линию фронта и в составе комсомольско-молодежного отряда сражалась с врагом на оккупированной территории. В конце 1942 г. во время боя девушка закрыла своим телом стреляющий пулемет, который не удалось уничтожить гранатой.
Казей Разведчик партизанской бригады, действовавшей в Минской области. В мае 1944 г. юноша оказался в окружении, отстреливался до последнего патрона и, чтобы не попасть в плен живым, подорвал себя гранатой.
Мамкин Летчик. На своем самолете он вывозил воспитанников Полоцкого детского дома, которых оккупанты собирались использовать как доноров. При подлете к линии фронта самолет был подбит и загорелся, но пилот не бросил штурвал. У него загорелись комбинезон и шлемофон, вплавились в лицо летные очки, обуглились до костей ноги. Даже в таком состоянии он посадил самолет и тем самым спас детей. Только за одну ночь с 11 на 12 апреля А. Мамкин перевез 90 воспитанников детского дома.
Заслонов Начальник паровозного депо на железнодорожном узле Орша. Под его руководством изготавливали мины, внешне похожие на куски угля. Через угольные склады их подбрасывали в паровозные топки. Таким образом заслоновцы выводили из строя поезда и осуществляли их крушения. Когда возникла угроза разоблачения Заслонова, он покинул Оршу и возглавил партизанский отряд. Погиб в бою с оккупантами.
Клумов Врач. Клумов передавал партизанам необходимые медикаменты и хирургические инструменты, содействовал оборудованию полевых госпиталей. Записывал в медицинские карточки молодых людей такие диагнозы, которые помогали им не стать остарбайтерами. Арестованный Е.В. Клумов оказался в концлагере Тростенец. Ему предложили работать на Германию, но он отказался. Погиб вместе с женой в «душегубке» (машине, внутрь которой была выведена труба с выхлопными газами)

2. О чем свидетельствовали создание и существование партизанских зон?

Создание и существование партизанских зон свидетельствовали о более высокой и организованной степени партизанской борьбы.

3. Охарактеризуйте роль представителей духовенства в сопротивлении захватчикам.

Духовенство с первых дней оккупации присоединилось к борьбе с врагом. Оно оказывало морально-нравственное влияние, участвовало в партизанском движении, помогало раненым бойцам.

4. Докажите, что борьба белорусов против германских оккупантов имела народный характер.

В борьбе против германских оккупантов приняли участие 374 тыс. партизан и 70 тыс. подпольщиков, что составило около 4,5% от довоенной численности населения Беларуси. Нигде движение Сопротивления не насчитывало в своих рядах более 1% населения.

5. Подготовьте сообщение на тему «Патриотизм белорусского народа на оккупированной германскими захватчиками территории Беларуси» и презентуйте его на уроке обобщения по разделу III.

Сообщение «Патриотизм белорусского народа на оккупированной германскими захватчиками территории Беларуси»

За время оккупации в Беларуси были образованы и вели боевые действия 1255 партизанских отрядов, из них 997 входили в состав 213 бригад. 258 отрядов сражались самостоятельно. Всего по учетным данным Белорусского штаба партизанского движения в республике насчитывалось около 374 тысячи партизан.

Подпольщики проводили сбор сведений о противнике, антифашистскую агитацию, диверсии. Члены подпольной организации Минска при содействии партизан уничтожили генерального комиссара Беларуси В. Кубе. Имея в виду значение сопротивления оккупации в Беларуси, его называли 3-им фронтом борьбы с фашистской агрессией, а Беларусь — республикой-партизанкой.