Подпишись на наш Instagram, если хочешь сдать экзамены на отлично! @shpory_2020_

§ 13. Германский оккупационный режим на территории Беларуси в 1941-1944 гг.

0. Вопросы внутри параграфа.

Поработайте с текстом этого абзаца, используя прием ключевого слова.

Ключевое слово: Порядок.

Два прилагательных: Новый, оккупационный.

Три глагола: Вводили, устанавливали, расширить.

Короткая фраза: На территории Беларуси захватчики вводили «новый порядок».

Собственное впечатление: «Новый порядок» — жестокая и бесчеловечная система мероприятий.

Подумайте, почему в скульптурных композициях использованы именно такие художественные образы.

Потому что одним из проявлений геноцида в отношении населения Беларуси являлось уничтожение евреев.

Докажите, что «новый порядок» германских оккупантов имел человеконенавистнический характер.

Идейной основой «нового порядка» стала человеконенавистническая «расовая теория» нацистов. Согласно этой теории утверждались превосходство арийской расы над всеми другими, необходимость расширения «жизненного пространства» для немцев и их «право» на мировое господство. Способами для достижения этого стало уничтожение мирного населения на оккупированных территориях, функционирование концентрационных лагерей и т.д.

Выскажите предположение, что означают в скульптурной композиции вскинутые над головой девочки руки.

Вскинутые над головой девочки руки означают попытку защитить себя.

0. Вопросы внутри параграфа.

Подготовьте сообщение об Иосифе Каминском, образ которого воплощен в этой скульптуре

Иосиф Каминский — единственный взрослый хатынец, которому удалось спастись. Каминский очнулся среди обгоревших тел односельчан поздним вечером, когда каратели уехали. В огне Каминский потерял семью, его 15-летний сын Адам скончался от ожогов и ранений. Памятник Непокоренному — центр хатынского мемориала — это образ Каминского с сыном на руках.

После войны Каминский жил в деревне Козыри, второй раз женился. Умер в 86-летнем возрасте.

В чем заключалась суть расовой теории? Каким образом она привела к трагедии остарбайтеров?

Суть расовой теории заключалась в превосходстве арийской расы над всеми другими, необходимости расширения «жизненного пространства» для немцев и их «праве» на мировое господство.

По этой теории советских людей, особенно молодежь, насильственно вывозили на каторжные работы в Германию.

1. В чем заключалась трагедия населения оккупированной территории Беларуси?

Отношение к населению оккупированной территории Беларуси было определено в плане «Ост». Предусматривалось выселить 75% белорусского населения с занимаемой территории, а остальные 25% подлежали онемечиванию. Цыган и евреев, живших в Беларуси, ожидало полное истребление.

2. Охарактеризуйте отношение оккупантов к детям.

Детей оккупанты заставляли выполнять непосильную для них физическую работу, морили голодом, заключали в лагеря. Часто белорусских детей, особенно из детских домов, использовали в качестве доноров для обеспечения кровью раненых немецких солдат. В донорских лагерях детей кормили гнилой свеклой и похлебкой из костной муки, а у тех, кто еще держался на ногах, забирали кровь, сколько было возможно.

3. Кого называли остарбайтерами?

Остарбайтерами называли советских людей, которых насильственно вывозили на каторжные работы в Германию.

4. Почему для нашего народа своеобразные «врата памяти» всегда открыты?

Белорусский народ никогда не забудет страшную и трагическую страницу своей истории. Это сотни тысяч непрожитых жизней и искалеченных судеб.

5. Подготовьте сообщение на тему «Праведники народов мира в Беларуси: кто они?» и презентуйте его на уроке обобщения по разделу III.

Сообщение «Праведники народов мира в Беларуси: кто они?»

Звания «Праведник народов мира» удостоились братья Иван и Александр Щекало и их мать Наталья, благодаря которым минчане Ида Видерман и ее дети Роза и Ефим смогли относительно безопасно переждать годы Минского гетто в деревне Засулье возле Столбцов.

Праведниками народов мира назвали также жителей Слуцка Константина и Анны Войниловичей, а также Варвару Чернецкую. Войниловичи спрятали в заброшенном доме Юлию Фалевич и ее сыновей Бориса и Фридриха, которым удалось бежать из Слуцка до того, как осенью 1941 года в городе было уничтожено более пяти тысяч евреев. Спустя некоторое время с помощью Чернецкой семья Фалевичей смогла присоединиться к партизанам и скрываться в лесу вплоть до освобождения района в июне 1944 года.