§ 22. Борьба с захватчиками на оккупированной территории

1. Охарактеризуйте «новый порядок», который установили германские захватчики в оккупированных странах. В каких из них «новый порядок» приобрел наиболее жестокие формы? Почему?

Характерными чертами «нового порядка», который установили германские захватчики в оккупированных странах, являлись требование беспрекословно выполнять распоряжения оккупационных властей, ликвидация демократических институтов управления, введение чрезвычайных законов, запрет деятельности политических партий.

Наиболее жесткие формы геноцид приобрел на территории СССР. Это было связано с тем, что необходимо было получить жизненное пространство на Востоке и оставить только малую часть населения, которое превратится в рабов германских колонистов.

2. Объясните значение понятия «коллаборационизм».

Коллаборационизм — сотрудничество с оккупантами.

3. В каких формах разворачивалось сопротивление германским захватчикам на оккупированных территориях? Назовите страны Западной Европы, в которых движение Сопротивления приобрело наибольший размах.

Сопротивление германским захватчикам на оккупированных территориях принимало различные формы: гражданское неповиновение, антифашистская пропаганда, саботаж и диверсии на предприятиях, помощь бежавшим военнопленным и сбитым пилотам. Высшей формой борьбы было вооруженное сопротивление.

Особенно активным движение Сопротивления было в Югославии, Польше, Италии, Франции, Греции.

4. Используя дополнительные источники, приведите примеры борьбы партизан и подпольщиков против оккупантов. Докажите, что эта борьба носила всенародный и интернациональный характер. Почему среди партизан и подпольщиков было много молодежи?

Леня Голиков (1926-1943)

Бригадный разведчик 67-го отряда 4-й ленинградской партизанской бригады. Летом 1942 года недалеко от деревни Варницы он подорвал машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков сумел добыть важные документы о наступлении немцев. Атака противника была сорвана.

Зина Портнова (1926-1944)

Пионер. Разведчица партизанского отряда имени Ворошилова на оккупированной фашистами территории. В 1942 году 16-летняя Зина вступила в подпольную организацию «Юные мстители». Она распространяла на оккупированных территориях антифашистские листовки. Затем под прикрытием устроилась работать в столовую для немецких офицеров, где совершила несколько диверсий. В 1943 году Зина Портнова ушла в партизаны и продолжила заниматься диверсиями в тылу врага, где попала в плен. Ее допрашивали и пытали. На одном из допросов она схватила со стола пистолет и застрелила троих гитлеровцев. После этого ее расстреляли в тюрьме.

Ефим Осипенко (1902-1985)

Командир небольшого партизанского отряда. Во время одной из операций было решено подорвать вражеский состав. Но боеприпасов в отряде было мало. Бомбу сделали из обычной гранаты. Взрывчатку должен был устанавливать сам Осипенко. Он подполз к железнодорожному мосту и, увидев приближение поезда, кинул ее перед составом. Взрыва не произошло. Тогда партизан сам ударил по гранате шестом от железнодорожного знака. Состав с продовольствием и танками пошел под откос. Ефим Осипенко выжил, но полностью потерял зрение.

Эта борьба носила всенародный и интернациональный характер. К концу 1941 г. в тылу немецких войск действовало более 2000 партизанских отрядов общей численностью 90 тыс. человек. Всего за годы войны в партизанских отрядах и подпольных организациях сражалось свыше 1,1 млн человек.

Взрослое население боролось в составе Армии. Молодежь, чтобы помочь государству, шла в партизаны и подпольщики, они тоже хотели помочь и принести пользу.

5. Определите значение сопротивления немецкому оккупационному режиму на захваченной территории.

Сопротивление немецкому оккупационному режиму на захваченной территории стало существенным фактором, способствовавшим победе сил антигитлеровской коалиции. Благодаря ему захватчики не смогли в полной мере использовать экономический потенциал СССР, находившийся в тылу врага.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!