§ 11. Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Беларуси с БССР

0. Вопросы внутри параграфа.

Поработайте с иллюстрацией, используя метод загадочной картинки.

На карте изображена территория БССР после воссоединения с Западной Беларусью в 1939 году. В результате воссоединения территория БССР увеличилась практически в два раза.

Причины воссоединения БССР и Западной Беларуси: наступление германских войск на территорию Польши.

Поработайте с фотографией, используя прием загадочной картинки.

22 октября 1939 г. прошли выборы в Народное собрание Западной Беларуси. Оно состоялось 28—30 октября 1939 г. Депутаты приняли Декларацию об установлении советской власти в Западной Беларуси и резолюцию «О вхождении Западной Беларуси в состав БССР».

Сравните западную границу БССР по состоянию на 1939 г. и «линию Керзона», предложенную в 1919 г., с опорой на картосхемы на первом и втором форзацах учебного пособия. Сделайте вывод о формировании территории БССР.

По состоянию на 1939 г. Вильно и Виленский край был передан Литве.

«Линия Керзона»: Гродно — Яловка — Немиров — Брест-Литовск — Дорогуск — Устилуг, Крылов и далее на юго-запад практически до Карпат.

В результате воссоединения с Западной Беларусью территория БССР увеличилась практически в два раза (с 125,5 тыс. км2 до 225,7 тыс. км2).

Охарактеризуйте чувства, переданные в стихотворении.

Воссоединение Западной Беларуси с БССР дало белорусам возможность жить и работать вместе в условиях советского общества.

Вспомните результаты воссоединения Западной Беларуси с БССР, упоминаемые в стихотворении.

В деревне помещичьи земли стали распределяться между крестьянами. Дворы объединялись в колхозы.

1. Охарактеризуйте внешнеполитические обстоятельства воссоединения Западной Беларуси с БССР.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Германские войска оккупировали значительные территории Польши, в состав которой входила Западная Беларусь.

2. Как поход Красной Армии в Западную Беларусь объясняется современными белорусскими историками?

Современные белорусские историки считают, что поход Красной Армии в Западную Беларусь позволил восстановить историческую справедливость в отношении разделенной государственными границами белорусской нации. Это дало белорусам возможность жить и работать вместе в условиях советского общества и положило конец полонизации части белорусского народа.

3. Перечислите новые явления в общественно-политической и социально-экономической жизни западнобелорусского населения после воссоединения с БССР.

После воссоединения Западной Беларуси с БССР в первой началось установление советского строя. Запрещалась деятельность всех политических партий (кроме Коммунистической), конфисковывались помещичьи земли (которые распределялись между крестьянами), национализировались банки и крупная промышленность, реконструировались старые и строились новые предприятия, ликвидировалась безработица, было открыто много школ, библиотек, клубов, обучение в школах переводилось на белорусский язык, вводилось бесплатное медицинское обслуживание населения, проводилась коллективизация.

4. Представьте себя в роли городского или сельского жителя Беларуси того времени. Как бы вы отнеслись к событиям осени 1939 г.? Свой ответ поясните.

1. Охарактеризуйте исторические условия, сложившиеся в определенный хронологический период.

1 сентября 1939 г. началась Вторая мировая война. Германские войска оккупировали значительные территории Польши, в состав которой входила Западная Беларусь. В этих условиях руководство СССР приняло решение, согласно которому части Красной Армии перешли советско-польскую границу.

2. Определите методы и средства, которые использовались для реализации планов развития белорусского общества.

Деятельность политических партий (кроме Коммунистической) запрещалась, были принудительно изъяты помещичьи земли, переданы из частной собственности в государственную банки и крупная промышленность, реконструировались старые и строились новые предприятия. Увеличился объем продукции местной промышленности. Была ликвидирована безработица, открыто много школ, библиотек, клубов. Обучение в школах переводилось на белорусский язык. Вводилось бесплатное медицинское обслуживание населения. Проводилась политика коллективизации.

3. Спрогнозируйте, какими могли бы быть ваши взгляды и поведение в конкретной исторической ситуации.

Я был рад воссоединению БССР с Западной Беларуси, связывал это с завершением войны, освобождением от полонизации.

4. Обоснуйте мотивы (причины) ваших предполагаемых поступков (действий).

Включение Западной Беларуси в состав БССР стало очередным этапом в процессе формирования белорусской национальной государственности.

5. Подготовьте сообщение на тему «Воссоединение Западной Беларуси с БССР: восстановление исторической справедливости в отношении белорусского народа на фоне европейской политики» и презентуйте его на уроке обобщения по разделу III.

Сообщение «Воссоединение Западной Беларуси с БССР: восстановление исторической справедливости в отношении белорусского народа на фоне европейской политики»

В Европе в 1930-е гг. в условиях курса Германии на передел мира и политики, которую проводили Великобритания и Франция, для усмирения этого агрессора, сложилась новая политическая ситуация.

23 августа 1939 г. в Москве был подписан советско-германский договор о ненападении. Он вошел в историю как «пакт Молотова — Риббентропа». Дополнительные секретные протоколы к нему разделили «сферы интересов» Германии и СССР в Восточной Европе.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Германские войска продвигались по территории Польши. СССР принял меры по оказанию помощи белорусскому и украинскому народам, которые с 1921 г. (после Рижского мирного договора) оставались в составе Польши.

17 сентября 1939 г. войска Красной Армии перешли советско-польскую границу. Состоялось объединение Западной Беларуси с БССР.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_9, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!