Подпишись на наш Instagram, если хочешь сдать экзамены на отлично! @shpory_2020_

§ 9. Западная Беларусь в составе Польши

0. Вопросы внутри параграфа.

Сравните условия сельскохозяйственного труда, пользуясь фотографиями, на которых изображены крестьянский труд на Гродненщине в 1920-е гг. и пахота, сев в Советской Беларуси на с. 38 учебного пособия.

В Советской Беларуси использовалась техника и большое количество колхозников, а в на Гродненщине в 1920-е гг. под гнётом поляков крестьяне трудились, не получая должной полаты труда, и в тяжёлых условиях.

Выясните, что представляет собой тарашкевица.

Тарашкевица представляет собой языковую норму белорусского языка, нормализированную Брониславом Тарашкевичем, действовавшую до реформы белорусского правописания 1933 года.

Определите чувства и мотивы, которыми было вызвано написание стихотворения.

Калі няма на свеце маёй мовы,
Майго народа і мяне самога,—
Дык для каго будуеце, панове,
Канцлагеры, катоўні і астрогі?
Супроць каго рыхтуеце расправы
І шыбеніцы ўзносіце пад хмары,
Штодня арганізуеце аблавы
І ўсіх мабілізуеце жандараў?

Автор стихотворения, прочитав в газете публикацию «Нет никаких белорусов и их языка», был оскорблён изложенными в ней заявлениями. Максим Танк стремился напомнить полякам их слова и их действия: они считают, что нет белорусов и их языка, однако строят концлагеря, очевидно, для несогласных с их утверждениями, но несогласные — это и есть белорусы.

Поработайте с автопортретом Я. Дроздовича, используя прием загадочной картинки. Выскажите предположение, почему он так изобразил себя.

Автор своим портретом выразил три характерные черты своей личности. Центральный образ с трубкой и кистью в руке говорит о художественном таланте, левый образ говорит об увлечениях астрономией, правый образ — об увлечениях историей.

1. Выскажите свое отношение к позиции польских властей, считавших западнобелорусские земли «кресами всходними».

Негативное, поскольку польское правительство, проводя полонизацию, хотело смешать жителей Западной Беларуси с поляками, навязывая польский язык и культуру.

2. Определите особенности экономического состояния западнобелорусских земель в составе Польши.

Западная Беларусь была аграрным придатком промышленных районов Польши, рынком сбыта и источником дешевого сырья и рабочей силы. Подавляющее большинство населения было занято в сельском хозяйстве. Помещики, составлявшие менее 1% от всего количества жителей, владели более чем половиной всей земли. В батрацких хозяйствах земли вовсе не было. Высокой степени развития достигла деревообрабатывающая промышленность, однако промышленной продукции в Западной Беларуси производилось в 9 раз меньше, чем в Советской Беларуси.

3. Охарактеризуйте позиции основных политических партий и организаций в Западной Беларуси по проблеме ее государственного самоопределения и по аграрному вопросу.

Коммунистическая партия Западной Беларуси (КПЗБ) стремилась сменить политическую власть в Западной Беларуси и воссоединить её с БССР, тем самым передать земли крестьянам без выкупа и ликвидировать помещичье землевладение.

Белорусская крестьянскорабочая громада (БКРГ) являлась массовой политической организацией, целью которой было самоопределение Западной Беларуси, формирование рабоче-крестьянского правительства, передачу земли крестьянам без выкупа, уничтожение системы осадничества.

Коммунистический союз молодежи Западной Беларуси (КСМЗБ) — действовал под руководством КПЗБ.

4. Определите роль БСРГ и ТБШ в противостоянии политике полонизации.

Культурно-просветительская организация ТБШ — Товарищество белорусской школы — для противостояния полонизации открывала белорусские народные школы, клубы-читален, библиотеки, выпускала белорусские газеты, учебники и книги.

Белорусская крестьянско-рабочая громада (БСРГ) выступала с требованием самоопределения Западной Беларуси, создания рабоче-крестьянского правительства, ликвидации помещичества и раздела земель между крестьянами.

5. Достижения кого из деятелей западнобелорусской культуры вызывают у вас чувство гордости и почему?

Достижения Язепа Дроздовича вызывают чувство городости, т.к. будучи деятелем искусства, он также оставил след в научных достижениях, высказывая различные мнения и теории в сфере астрономии. Кроме того, Язеп занимался археологией.

Ещё один деятель кульутры — Евгений Скурко (псевдоним Максим Танк) — поспособствовал словом и делом воссоединению Западной Беларуси с БССР.