§ 7. Общественно-политическая жизнь БССР в 1920-1930-е гг.
0. Вопросы внутри параграфа.
Выскажите собственное отношение к цели жизни и деятельности А. Г. Червякова.
Червяков ставил перед собой весьма благородные цели — помогать всеми силами бедному народу, был активным сторонником белорусизации, участвовал в работе по образованию. В целом Червяков производит хорошее впечатление своей активной позицией в жизни БССР.
Определите, о каких явлениях общественно-политической жизни свидетельствует этот исторический документ.
Исторический документ свидетельствует о репрессиях (расстрелах, арестах), происходивших в 1930-1940-е года.
Представьте себя в роли ученика белорусской школы 1930-х гг. Каким было бы ваше отношение к общественно-политической системе того времени? Свой ответ поясните.
1. Охарактеризуйте исторические условия, сложившиеся в определенный хронологический период.
В общественно-политической жизни СССР постепенно устанавливался культ личности Сталина, велась борьба с противниками политического курса Коммунистической партии.
2. Определите методы и средства, которые использовались для реализации планов развития белорусского общества.
Для удержания политического курса несогласных с партией подвергали репрессиям, представителей национал-демократического движения зачисляли в контрреволюционные элементы и шпионы.
3. Спрогнозируйте, какими могли бы быть ваши взгляды и поведение в конкретной исторической ситуации.
Я был бы недоволен общественно-политической системой.
4. Обоснуйте мотивы (причины) ваших предполагаемых поступков (действий).
Политическая система того времени лишала некоторых прав и свобод. И любой мой родственник мог угодить в тюрьму или быть расстреляным.
1. Охарактеризуйте роль КП(б)Б и ЛКСМБ в общественно-политической системе того времени.
КП(б)Б выполняла фцнкции органа государственной власти, осуществляющего полный контроль над всеми сферами жизни общества. ЛКСМБ — комсомол, союз являлся помощником КП(б)Б, а также союз руководил строительством промышленных предприятий, содействовал проведению коллективизации сельского хозяйства.
2. Сравните ленинский и сталинский планы объединения советских республик. Какой из планов, по вашему мнению, наиболее отвечал интересам белорусского советского государства?
Интересам белорусского советского государства наиболее отвечал ленинский план, поскольку он предполагал объединение республик с сохранением государственности и независимости, отдавая часть полномочий единому центру. А сталинский план предполагал лишение независимости и объединение в единое унитарное государство.
3. Докажите, что вхождение БССР в состав Советского Союза и укрупнение БССР стали очередными этапами процесса формирования белорусской национальной государственности.
Укрупнение территории БССР позволило принять в свой состав те земли, которые по праву принадлежали БССР, потому как проживали на этих территориях в основном белорусы. Укрупнение позволило собрать всю белорусскую нацию в одном госудасртве, а вхождение БССР в состав Советского Союза поспособствовало укрупнению.
4. О каких отличительных чертах общественно-политической системы свидетельствовал безальтернативный порядок выборов в Советы депутатов трудящихся как в органы советской власти?
Безальтернативный порядок выборов свидетельствовал о том, что на выскоие посты попадали только те люди, которые были согласованы с местным партийным руководством, быть избранными в органы власти могли по заранее составленным спискам только члены Коммунистической партии либо беспартийные, поддерживавшие политику партии.
5. Определите, в чем заключались противоречия общественно-политической жизни БССР в 1920-1930-е гг. Используйте дополнительный материал к параграфу.
Противоречия заключались в господстве сталинской теории об усилении классовой борьбы, началась борьба с противниками политического курса Коммунистической партии, имевшая форму политических репрессий.