Подпишись на наш Instagram, если хочешь сдать экзамены на отлично! @shpory_2020_

§ 22. Русская культура во второй половине XIX — начале ХХ в.

1. Как повлияли буржуазные реформы 1860-1870-х гг. в России на развитие ее культуры? О чем свидетельствует основание Товарищества передвижных художественных выставок?

Буржуазные реформы 1860-1870-х гг. содействовали культурному развитию России. Расширились ряды интеллигенции. Ее духовные потребности вызвали развитие книгоиздательского дела. Искусство шло в ногу со временем.

Основание Товарищества передвижных художественных выставок свидетельствует о том, что художники стремились отражать в своих произведениях сцены из реальной жизни различных слоев российского общества, сделать картины более «живыми», а не следовать канонам Академии художеств.

2. Подтвердите фактами из учебного материала, что в сфере образования после отмены крепостного права произошли положительные изменения.

После отмены крепостного права для сельских детей стали открывать начальные школы с 3- и 4-годичным обучением. Создавались воскресные школы для взрослых. В 1862 г. открылись первые женские гимназии. Работали мужские гимназии. Выпускники мужских реальных училищ могли продолжить обучение в высших специальных учебных заведениях. Было положено начало высшему женскому образованию. В конце 1878 г. в Петербурге открылись Высшие женские курсы.

3. Расскажите, как в это время развивалась наука. Почему 1860-1870-е гг. принято называть «золотым веком» русской химии?

Во второй половине XIX — начале XX в. были сделаны великие открытия в физике, химии, биологии, которые совершили революцию в естествознании. В это время Александр Степанович Попов открыл способ излучения и приема электромагнитных волн для беспроволочной связи. В 1895 г. он изобрел радиотелеграф — так было положено начало радио.

1860-1870-е гг. принято называть «золотым веком» русской химии, потому что в этот период сделали свои открытия Дмитрий Иванович Менделеев (открыл зависимость свойств химических элементов от их атомной массы и создал стройную периодическую систему), И. М. Сеченов (исследовал высшую нервную деятельность человека) и И. И. Мечников (открытия в бактериологии). В 1908 г. Мечникову была присуждена Нобелевская премия.

4. Какое название получил в истории русской культуры период конца XIX — начала XX в.? Какие проблемы российского общества этого времени были отражены в литературе и живописи?

Период конца XIX — начала XX в. в истории русской культуры получил название «Серебряный век».

В литературе и живописи были отражены следующие проблемы российского общества этого времени: кризис дворянского общества, приближение революции, угнетенное положение крестьянства.

5. Назовите памятники архитектуры второй половины XIX — начала XX в. в вашем городе (крае). Что вы о них знаете?

В Минске это Костел святых Симеона и Елены (1908–1910), его еще называют «Красный костел». Находится в самом центре города — на площади Независимости.

Церковь Александра Невского в Минске — православный храм, построенный в 1896-1898 годах. Единственный храм Минска, почти полностью сохранивший свой первоначальный облик. Построили его в память о солдатах-беларусах, погибших во время русско-турецкой войны.