Подпишись на наш Instagram, если хочешь сдать экзамены на отлично! @shpory_2020_

§ 1. События Октябрьской революции 1917 г. в Беларуси

0. Вопросы в параграфе.

1. Пользуясь репродукцией картины, определите исторические события, которые на ней изображены.

25 октября Минский Совет рабочих и солдатских депутатов провозгласил свою власть в городе.

2. Охарактеризуйте, пользуясь картосхемой, особенности установления советской власти на территории Беларуси.

25 октября Минский Совет рабочих и солдатских депутатов провозгласил свою власть в городе. 2 ноября 1917 г. власть в Минске взял в свои руки Военно-революционный комитет (ВРК) Западной области и фронта. В период с 25 октября по 20 ноября 1917 г. произошло установление советской власти на не оккупированной германскими войсками территории Беларуси (в Витебске, Гомеле, Могилеве и в других городах Беларуси).

3. Поработайте, используя прием ключевого слова, с содержанием этого абзаца и рубрики «Свидетели истории». Обратитесь к соответствующей методической рекомендации на с. 178.

Как использовать методический прием ключевого слова:

  1. Прочитайте текст и определите в нем ключевое слово, которое является основным понятием. — Солдаты.
  2. Найдите в тексте или образуйте от других слов два прилагательных, характеризующих ключевое слово (понятие). — Измученные, уставшие.
  3. Отыщите в тексте или преобразуйте из других слов три глагола, объясняющих ключевое слово (понятие). — Встретили, готовились, устали.
  4. Составьте короткую фразу (5-7 слов), которая будет служить выводом по содержанию изучаемого материала. — Измученные солдаты встретили с сочувствием первые Декреты советской власти.
  5. Кратко сформулируйте собственное впечатление от факта, явления, с которыми вы ознакомились. — Я сочувствую этим солдатам, которые сильно устали от всех этих военных событий.

4. Большевистские руководители в Беларуси отмечали, что основной своей задачей считали подготовку Западного фронта к пролетарской революции и вооруженному восстанию, поэтому их организация из-за близости к фронту по сути являлась военной.

  1. Определите, что за событие изображено на картине.
  2. Уточните содержание рубрики «Свидетели истории», пользуясь изображением картины.

26 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов провозгласил советскую власть в центре и на местах, были приняты Декреты о мире и земле.

Солдаты с сочувствием встретили новость о принятии Декретов о мире и земле.

5. Руководители Облискомзапа не признавали существования белорусской нации как самостоятельной. Они считали, что этнографические особенности, которые отделяют белорусов от русских, должны отмереть. По мнению местных представителей советской власти в Беларуси, после октябрьских событий 1917 г. пришло время мировой пролетарской революции, а эпоха национальных государств отошла в прошлое. Поэтому Облискомзап все свое внимание концентрировал только на проблемах Западного фронта.

Сформулируйте собственное отношение к приведенной точке зрения с учетом исторических условий ее появления.

Такая точка зрения имела право существовать, т.к. учитывая исторические условия, необходима была единая сила, чтобы свергнуть самодержавие, единство всех народов в борьбе за общую цель.

6. Декрет о земле. Художник В. Серов. 1957 г.

  1. Определить, что за событие изображено на картине.
  2. Какое значение реализация Декрета о земле могла иметь для белорусского крестьянства на не оккупированных германскими войсками центральной и восточной частях территории Беларуси? При ответе используйте репродукцию картины.

Крестьяне узнают о принятии 26 октября 1917 г. Декретов о мире и земле.

Подписание Декрета о земле имело большое значение для белорусских крестьян на не оккупированных германскими войсками белорусских территориях. Согласно Декрету ликвидировалось помещичье землевладение. Земли передавалась в распоряжение Советов крестьянских депутатов.

7. Поработайте с репродукцией, используя прием загадочной картинки. Обратитесь к соответствующей методической рекомендации на с. 178.

Как работать с исторической иллюстрацией, которая представляет собой загадочную картинку

  1. Определите, что за историческое событие или явление отражено на рисунке (иллюстрации). — Революция 1917 года.
  2. Отыщите элементы иллюстрации, представляющие собой парадокс (определенное несоответствие, противоречие, двусмысленность). — Слева показано восстание, справа – свадьба.
  3. Объясните условия и причины, приведшие к содержащемуся в исторической иллюстрации парадоксу. — Несмотря на все политические перемены, люди продолжали жить, любить, у них были обычные бытовые проблемы и радости. Свадьба и коза – фирменные «знаки» Шагала.
  4. Проследите, в чем заключается историческая преемственность определенного вами явления (события) с предыдущим периодом развития. — К революции 1917 года привел комплекс внутренних и внешних экономических, политических, социальных проблем. Октябрьской революции предшествовала Февральская.
  5. Выскажите личное отношение к отраженным на иллюстрации историческим событиям и их участникам. — Я думаю, что события Революции положительно отразились на жизни людей.

1. Сформулируйте позицию созданного в Западной области и на Западном фронте органа советской власти по вопросу белорусской государственности.

Этот орган — Облискомзап. Он не признавал существование белорусской нации как самостоятельной, считал, что этнографические особенности белорусов должны отмереть, поэтому концентрировал свое внимание только на проблемах Западного фронта.

2. Охарактеризуйте подходы советской власти к решению национального и аграрного вопросов в Беларуси.

Советская власть считала, что национальный вопрос в Беларуси можно решить путем образования Западной области, которая входила бы как административно-территориальная единица в состав Советской России. Такая область с центром в Минске появилась в 1917 г. как временное объединение Виленской, Витебской, Могилевской и Минской губерний. В феврале 1918 г. центр области был перенесен в Смоленск, потом в ее состав вошла Смоленская губерния.

Для решения аграрного вопроса ликвидировалось помещичье землевладение. Происходила передача бывшей помещичьей земли в распоряжение Советов крестьянских депутатов.

3. Определите, почему политика «военного коммунизма» получила такое название. Спрогнозируйте, к каким результатам могла привести подобная политика в решении аграрного вопроса.

Политика «военного коммунизма» называлась так, потому что по ней ввелись продразвёрстки (крестьяне были обязаны сдавать государству все излишки продукции для обеспечения Красной Армии).

Такая политика разрушила производственные связи и обострила отношения правительства с широкими массами населения. Экономика не перестроилась, а начала быстрее разваливаться.