§ 18. Мусульманский мир
1. Дайте обобщенную характеристику стран мусульманского мира после Первой мировой войны.
После Первой мировой войны почти все страны мусульманского мира оказались в разной степени зависимости от западноевропейских государств. Страны оказались на грани утраты суверенитета и территориальной целостности, некоторые территории были оккупированы, разворачивались национально-освободительные движения, принимались попытки борьбы за независимость, также проводились реформы в сферах экономики и политики.
2. Какие мероприятия были проведены в Турции с целью ее модернизации?
В сфере культуры было упразднено министерство по делам религий, закрывались медресе (мусульманские учебные заведения), из ведения духовенства изымалось судопроизводство. Вводилось новое административное деление на губернии, непосредственно подчиненные центру. Из политической сферы можно отметить установление однопартийного режима НРП и принятие первой республиканской конституции, которая закрепила в стране господство национальной буржуазии и связанных с ней помещиков. В социально-экономической сфере государство вкладывалось в промышленность, железнодорожный транспорт и дургие отрасли хозяйства, а также вводилось поощрение частной инициативы (политика этатизм), которое способствовало накоплению капитала и экономическому развитию.
3. Назовите мусульманские страны, которые сумели добиться независимости в межвоенный период. Какие препятствия и проблемы им необходимо было преодолеть на пути к независимости?
Турция. Необходимо было свергнуть султанат и одержать победу над войсками интервентов. Страна была оккупирована английскими, итальянскими и греческими войсками. Султан Мехмета VI подписал навязанный Севрский мирный договор, таким образом разделив Османскую империю, в результате чего в стране начались протестные движения против султаната и иностранных интервентов. Эти события в итоге привели к войне за независимость в Турции. Старая политическая система была ликвидирована, а Турция была провозглашена республикой.
Иран. Существовала необходимость в смене династии, проведении реформ и выведении оккупационных войск. Территория страны была почти полностью оккупирована английскими войсками. Правительство передало английским советникам контроль над армией, финансами, внешней торговлей и другими сферами. В ответ на это в северных провинциях Ирана началась вооруженная борьба. Англии не удалось сохранить свои позиции в стране.
Афганистана. Необходимо было ликвидировать влияние Англии на внешнюю политику. Внешняя политика страны была подконтрольная Великобритании. Англия развязала третью захватническую войну против Афганистана, мощь армии Афганистана подкрепляло ополчение племен. Военные действия англичан не имели успеха — Великобритания признала независимость Афганистана. Две страны подписали Договор о дружбе, после чего другие государства также признали суверенитет страны.
Египет. Страна была оккупирована Англией. Борьба за независимость включчается в себя два крупных восстания и вынужденное признание Англией независимости.
4. Объясните, почему в Турции, Иране, Афганистане установились авторитарные политические режимы.
Турция стала авторитарной однопартийной республикой, парламент представлял интересы правящей партии, а не народа. В Иране установился режим личной диктатуры шаха. А в Афганистане носителем верховной власти объявлялся эмир, принятая конституция в 1923 г. давала лишь некоторые гражданские свободы. В перечисленных странах наблюдается ограничение прав и свобод граждан в политической сфере, диктатура или династический режим, поэтому политические режимы этих стран являются авторитарными.
5. Приведите примеры влияния ислама на социально-политическую и культурную жизнь мусульманских стран.
Образовалось два направления религиозно-политической мысли: фундаментализм и реформизм. Фундаменталисты стремились сохранить основные принципы ислама времён пророка Мухаммеда, а реформаторы пытались приспособить ислам к современной жизни. В художественной культуре отражались проблемы национально-освободительного движения. А в повседневной жизни мусульман по-прежнему регулировал шариат: мусульманин должен был молиться пять раз в день, подавать милостыню бедным, совершить паломничество в Мекку и т. д.