Подпишись на наш Instagram, если хочешь сдать экзамены на отлично! @shpory_2020_

§ 15. Китай

1. Выделите основные этапы в истории Китая 1919—1945 гг. Дайте им краткую характеристику.

Обострение внутренних противоречий (1919-1924 гг.). В отраслях хозяйства господствовал иностранный капитал, правительство занималось лишь внешней политикой, происходили вооружённые столкновения на почве борьбы за власть между милитаристами и военно-феодальных клик. После решения о передаче германских владений в Китае начались протесты студентов, затем подъём рабочего и крестьянского движения.

Образование КПК и Гоминьдана. В 1924 г. был провозглашен единый фронт Гоминьдана и Коммунистическая партия Китая (КПК) и подписано соглашение об установлении дипломатических отношений между СССР и Китаем. С помощью СССР Китай наращивал военную мощь.

Революция (1925-1927 гг.). Перед Китаем стояла задача сохранения единства страны. После начала забостовки в Шанхае гоминьдановское правительство в Гуанчжоу объявило себя Национальным правительством Китая и начало борьбу за объединение страны. Национально-революционная армия разгромила силы милитаристов, затем освободила Шанхай и Нанкин. Началось массовое истребление коммунистов. Лидер Гоминьдана возглавил Национальное правительство в Нанкине, которое вскоре стало общекитайским.

Гражданская война (1927-1937 гг.). КПК взяло курс на вооруженную борьбу с Гоминьданом. Китайские коммунисты стремились углубить революцию и установить в стране господство пролетариата. КПК провозгласила Китайскую Советскую Республику на юге Центрального Китая, однако вскоре армия КПК оказалась в кольце гоминьдановских войск, после чего было принято решения прорваться через кольцо и отступить — это отступление назвали Великим походом.

Агрессия Японии в Китае (1937-1945 гг.). Китай настигла внешняя угроза — Япония захватила Маньчжурию, а затем Пекин — что дало ход началу японо-китайской войне. Китай заключил советско-китайский договор о ненападении, СССР поставляло современную военную технику для Китая. 23 сентября 1937 г. был создан единый фронт Гоминьдана и КПК для ликвидации японской агрессии. В августе 1945 г. Советская Армия разгромила армию японцев в Маньчжурии и помогла обрести свободу китайскому народу.

2. Что привело к подъему национального движения в Китае? Какими были результаты национальной революции?

К подъему национального движения в Китае привело усиление влияния иностранного капитала, хаос и беспорядок. Согласно Версальскому договору, Япония получила часть германских владений в Китае. После этих событий начался бунт студентов и подъём рабочего и крестьянского движения. Правые в Гоминьдане были встревожены размахом народных движений, началась всеобщая 500-тысячная забастовка в Шанхае — этим событием знаменуется начало национальной революции. Гоминьдановское правительство, объявившее себя Национальным правительством, начало борьбу за объединение страны.

В результате революции началось массовое истребление коммунистов, монархия была свергнута, в июле 1927 г. ликвидировался единый фронт после разрыва Гоминьдана и КПК, также возобновился Северный поход против милитаристов, образовалось Национальное правительство под руководством Чана Кайши и провозглашена республика.

3. Когда возникла Китайская коммунистическая партия? Какие последствия для страны имело противостояние Гоминьдана и КПК?

Китайская коммунистическая партия возникла в 1921 г. под влиянием Октябрьской революции.

Противостояние Гоминьдана и КПК привело к гражданской войне и нарастанию в обществе антияпонских настроений. А из-за нестабильности внтриполитического положения Японии удалось захватить Маньчжурию и Пекин.

4. Как складывались взаимоотношения Китая с Советским Союзом? Почему страны были заинтересованы в развитии дружеских связей?

В 1924 г. Китай и СССР установили дипломатические отношения, 21 августа 1937 г. был подписан советско-китайский договор о ненападении, с 1937 по 1938 гг. оказывают содействие Китаю в борьбе против японских захватчиков, в августе 1945 г. Советская Армия освободила Маньчжурию.

Китай был заинтересован в дружеских связях с СССР, поскольку Советское государство оказывало всевозможную помощь Китаю в борьбе с японской агрессией: советские специалисты оказывали помощь в создании вооружённых сил, поставляли современную военную технику. Правительство СССР также поспособствовало завершению гражданской войны в Китае, предложив заключить советско-китайский договор о ненападении, и освободить страну от влияния Японии.

СССР был заинтересован в сотрудничестве с Китаем для сохранения стабильных торгово-экономических отношений, на что большое влияние оказывало внутре- и внешнеполитическое положение Китая.

5. Когда Япония напала на Китай? Почему Китай не смог противостоять Японии?

Первое вторжение Японии в Китай произошло в 1931 г., а в 1937 г. развернулась полномасштабная война с Японией.

Правительство Китая не смогло противостоять Японии, поскольку внутриполитические проблемы, связанные с национальной революцией и гражданской войной, ослабили положение страны.

6. Составьте синхроническую таблицу «Внутренняя и внешняя политика Китая в 1919—1945 гг.».

Дата Внутренняя политика Внешняя политика
1919-1924 гг. обострение внутренних противоречий, образование Гоминьдана и КПК, подъём рабочего и крестьянского движения; усиление иностранного вмешательства, содействие Китаю со стороны СССР;
1925-1928 гг. национальная революция, Северный поход, массовое истребление коммунистов, укрепление позиций КПК, объединение Китая поставки вооружения от СССР, признание Национального правительства
1927-1937 гг. начало и конец гражданской войны, противостояние Гоминьдана и КПК, образование Китайской Советской Республики, Великий поход Красной Армии, объединение Гоминьдан и КПК вторжение Японии и захват территорий, заключение советско-китайского договора о ненападении, помощью Советского государства в освобождении Китая

7. Какие основные тенденции можно выделить в развитии культуры Китая межвоенного периода?

В первых десятилетиях начала зарождаться новая пргрессивная интеллигенция, педагоги и учёный Китая взяли курс на ликвидацию безграмотности, на смену традиционной системе образования приходила новая школьная система по образцу европейских государств и США, организовывалось «движение за новую культуру». В стране формировался современный драматический театр, а изобразительном искусстве преобладала классическая живопись тушью и минеральными красками на шелке или бумаге — гохуа. Молодеж выступа против подчинения старшим и превосходства мужчины над женщиной в традиционной модели семьи, женщины стали наравне с мужчинами.