Подпишись на наш Instagram, если хочешь сдать экзамены на отлично! @shpory_2020_

§ 14. Культурные преобразования в СССР

1. Объясните значение понятия «культурная революция». Чем была вызвана необходимость ее проведения в Советской России? Определите положительные и отрицательные стороны культурных преобразований, проведенных в Советском государстве.

Под понятием культурная революция подразумеваются культурные преобразования, связанные с ликвидацией неграмотности, созданием новой советской школы, подготовкой кадров «народной интеллигенции», развитием науки, литературы, искусства под партийным контролем и на основе марксистско-ленинской идеологии.

Необходимость в проведении культурной революции была вызвана задачами строительства индустриального общества.

Положительные стороны заключались в том, что в короткие сроки Советское государство ликвидировало безграмотность, образование стало бесплатным и общедоступным, начали появляться высококвалифицированные рабочие, сложилась особая советская культура.

К отрицательным сторонам культурной революции можно отнести тотальный контроль со стороны правительства, который ограничивал развитие наук, сферу искусства и запрещал внедрять новшества с Запада.

2. Докажите, что к концу 1930-х гг. СССР стал страной с высоким уровнем образования.

Система образования СССР включала начальную, общую, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. Были созданы рабочие школы и профессиональные курсы для повышения квалификации рабочих, технические и сельскохозяйственные высшие учебные заведения (вузы). Число специалистов выросло с 1.5 млн человек в 1917 г. до 2 млн в 1941 г., количество вузов выросло более чем в 8 раз.

3. Подготовьте презентацию «Достижения советской науки в межвоенный период».

Презентация на тему «Достижения советской науки в межвоенный период»

Скачать файл презентации PowerPoint по ссылке: sovetskie_dostizeniya.pptx

4. В чем проявилось огосударствление науки, образования и искусства в годы социалистического строительства?

Огосударствление проявлялось в господстве марксизма-ленинизма в этих сферах. В школах велось идеологическое воспитание, работали идеологи от партии и комсомольцы. Официальным принципом художественной культуры был социалистический реализм, воспевающий социалистическое строительство, отражал не реальность, а то, что угодно партии. Несогласных репрессировали.

5. Объясните значение понятия «социалистический реализм». Для ответа используйте иллюстрации раздела и документ после параграфа.

Социалистический реализм был официальным и единственным художественным принципом, который подразумевал создание произведений, восхваляющих социалистическое строительство и рассмтаривающих окружающую действительность через призму борьбы за социализм.

6. Охарактеризуйте политику по отношению к церкви, которую проводило Советское государство. Какие последствия для церкви и в целом для общества имела эта политика?

На церковь оказывалось жёсткое давление со стороны большевиков, т.к. она рассматривалась как «идеологический конкурент». Правительство конфисковывало имущество духовных семинарий и академий, не признавало церковный брак, лишало священнослужителей всех видов поддержки. Затем церковь и вовсе отделили от государства и школы. Духовенство и монашество признавалось «нетрудящимися элементами», подвергались гонениям и репрессиям. В 1929 г. объявили следующую пятилетку «безбожной», планируя закрыть все духовные школы и храмы, запретить религиозную литературу и выслать всех служителей за границу. В итоге политика привела к массовым арестам и расстрелам священнослужителей.