§ 34. Периодичность изменения свойств атомов химических элементов

1.

Составьте перечень всех элементов неметаллов и металлов первых трех периодов. У атомов каких из этих элементов наиболее ярко проявляются металлические, а у каких — неметаллические свойства?

Металлы: Li, Be, Na, Mg, Al.\mathrm{Li,\, Be,\, Na,\, Mg,\, Al.}

Неметаллы: H, He, B, C, N, O, F, N, Si, P, S, Cl, Ar.\mathrm{H,\, He,\, B,\, C,\, N,\, O,\, F,\, N,\, Si,\, P,\, S,\, Cl,\, Ar.}

Наиболее ярко проявляются металлические свойства у лития и натрия, неметаллические — у фтора и хлора.

2.

Укажите признаки, по которым элементы объединяются в группы и периоды.

В периоде — одинаковое количество электронных слоёв.

В группе — одинаковое число электронов на внешнем электронном слое, сходство химических свойств.

3.

По положению элементов в периодической системе определите, какой элемент имеет больший радиус атома: а) бор или кислород; б) бериллий или кальций; в) фтор или бром. Ответ поясните.

а) Бор; б) кальций; в) бром.

Сверху вниз по группе радиус атома увеличивается, так как увеличивается число электронных слоёв.

Слева направо по периоду радиус атома уменьшится потому, что на внешнем слое появляется большее количество электронов и его связь с ядром возрастает.

4.

На основе теории строения атома объясните сущность явления периодичности в изменении свойств химических элементов.

Свойства атомов химических элементов периодически повторяются потому, что периодически повторяется строение их внешнего электронного слоя.

5.

Как изменяются свойства высших оксидов и соответствующих им гидроксидов в группах и периодах?

В группах сверху вниз нарастают основные свойства оксидов и гидроксидов, а в периодах слева направо — кислотные.

6.

В паре элементов выберите элемент, у атомов которого неметаллические свойства выражены сильнее: а) кремний или фосфор; б) иод или бром; в) фосфор или азот.

  • а) Фосфор;
  • б) бром;
  • в) азот.

7.

Составьте электронные схемы атомов алюминия, серы и фосфора.

13Al  2e, 8e, 3e;\mathrm{_{13}Al\,\, 2e^-,\, 8e^-,\, 3e^-};

16S  2e, 8e, 6e;\mathrm{_{16}S\,\, 2e^-,\, 8e^-,\, 6e^-};

15P  2e, 8e, 5e.\mathrm{_{15}P\,\, 2e^-,\, 8e^-,\, 5e^-}.

8.

Определите химические элементы по электронным схемам строения их атомов: а) 2, 8, 7; б) 2, 5; в) 2, 8, 8, 1. Укажите номер периода и номер группы, в которых они находятся.

а) элемент Cl\mathrm{Cl}, номер периода 3, номер группы VIIA\mathrm{VIIA};

б) элемент N\mathrm{N}, номер периода 2, номер группы VA\mathrm{VA};

в) элемент K\mathrm{K}, номер периода 4, номер группы IA\mathrm{IA}.

9.

Расположите следующие элементы в порядке усиления металлических свойств их простых веществ: а) Al, Na, Mg; б) Ba, Sr, Ca. Дайте объяснение.

а) Al, Mg, Na;

б) Ca, Sr, Ba.

Металлические свойства нарастают: по периоду справа налево и по группе сверху вниз.

10.

Расположите следующие элементы в порядке усиления неметаллических свойств их простых веществ: а) Te, S, Se; б) Cl, F, Br. Дайте объяснение

а) Te, Se, S;

б) Br, Cl, F.

Неметаллические свойства нарастают: по периоду слева направо и по группе снизу вверх.

11.

Составьте уравнения химических реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: