Упр. 223. Прочитайте и сравните два текста; сопоставьте предложения и выясните, чем они отличаются. Какие художественные средства использовал Алексей Толстой в отрывке из повести «Детство Никиты»?

Первый текст состоит из простых предложений, второй текст состоит из простых осложнённых предложений.

Алексей Толстой в отрывке из повести «Детство Никиты» использовал следующие художественные средства: эпитеты, олицетворение, сравнение, метыфоры, гипербола, инверсия.

Разбор слова по составу

Синели (глагол), ступенькам (сущ.), направо (наречие).

Словообразовательный разбор

Человечьи ← человек (суффиксальный).

Фонетический разбор

Щёки — 4 буквы, 4 звука

щ — [щ'] — согласный, непарный, глухой, мягкий;
ё — [о] — гласный, ударный;
к — [к'] — согласный, парный, глухой, мягкий;
и — [и] — гласный, безударный;

Весь — 4 буквы, 3 звука
в — [в'] — согласный, парный, звонкий, мягкий;
е — [э] — гласный, ударный;
с — [с'] — согласный, парный, глухой, мягкий;
ь — [-]

Морфологический разбор

Вдоль — наречие, определительное, образа или способа действия; неизменяемое, в предложении обстоятельство.

Покрытые — причастие (полное), совершенный вид, переходный, прошедшее время, страдательный залог множественное число, именительный падеж. 

2. Спишите первый абзац второго текста, решая орфографические задачи. Объясните, чем осложнены 3 первых предложения.

Широкий двор был весь покрыт сияющим, белым мягким снегом. Синели в нём глубокие человечьи и частые собачьи следы. Воздух морозный и тонкий, защипал в носу, иголочками уколол щёки. Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземестые, покрытые белыми шапками, будтовросшие в снег. Как стеклянные, бежали следы полозьев от дома через весь двор.

Первое предложение осложнено однородными второстепенными членами предложения.

Второе предложение осложнено однородными второстепенными членами предложения.

Третье предложение осложнено обособленными членами предложения.

3. Найдите во втором тексте простые осложнённые предложения, соответствующие схемам:

Простые осложненные предложения, соответствующие схеме:

куда?,| куда именно? |,

Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам и побежал по дороге вдоль сада, к плотине.

какие?, | какие именно? |,

Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будто вросшие в снег.

Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие вётлы, покрытые инеем.

Простые осложнённые предложения, соответствующие схеме:

[куда?, | куда именно? |, и где?, | где именно?]

Никита повернул направо, к речке, и старался идти по дороге, по чужим следам...

 

Никита сбежал с крыльца по хрустящим ступенькам и побежал по дороге вдоль сада, к плотине.

Каретник, сараи и скотные дворы стояли приземистые, покрытые белыми шапками, будсто вросшие в снег.

Там стояли огромные, чуть не до неба, широкие вётлы, покрытые инеем.

Никита повернул направо, к речке, и старался идти по дороге, по чужим следам...