§ 29. Обобщение к разделу II
1. Выскажите свое собственное отношение, в том числе эмоциональное, к обозначенным на «ленте времени» событиям и поясните его.
Исследовав основные исторические события второй половины XIX – начала ХХ века в Беларуси, остановимся на нескольких из них и проанализируем каждое в отдельности.
Отмена крепостного права 1861 г.
Отмена крепостного права 1861 г. внесла большие перемены в жизнь людей. К сожалению, эти перемены носили преимущественно негативный характер, и, как всегда, больше всех пострадали крестьяне. Я считаю, что правительство поступило очень жестоко в отношении простых людей. Конечно, крестьяне очень долго ждали освобождения и были готовы на все, но эта свобода им стоила несправедливо дорого. Мало того, что им необходимо было выкупать свой надел земли в течении 49 долгих лет, так за это они еще были вынуждены выплачивать непосильные проценты. Далеко не многим повезло получить землю, пригодную для ведения сельского хозяйства. Сложно себе представить, что крестьянину того времени приходилось отдавать 2/3 своего дохода в счет долга за ту землю, которая не могла прокормить его семью. Бедственное материальное положение вынуждало его снова возвращаться к помещику и работать на него за гроши. Помещиков же российское правительство не обидело: они ничего не потеряли – все окупилось сполна. А крестьянам опять приходилось надеяться на судьбу, терпеть и верить в наступление светлого будущего.
Восстание 1863-1864 гг.
Восстание 1863-1864 гг. внесло большие коррективы в общественное сознание и характер тактики поведения российского правительства. Настал момент, когда необходимо было срочно принимать меры. Введение рекрутской повинности явилось толчком к действиям. Шляхта же стремилась путем восстания возродить Речь Посполитую в границах 1772 г. Лично мое мнение к возрождению Речи Посполитой носит негативный характер, т.к. ни о какой белорусской государственности здесь не идет речи, но само восстание припугнуло правительство, которое приняло меры по сглаживанию отношений с крестьянством, упразднив некоторые его обязанности. Однако, ослабив ограничения в этом ключе, власти, после подавления восстания, усилили их в другом, что отразилось на всех слоях населения. В целом, на мой взгляд, восстание 1863-1864 гг. имело довольно романтизированный образ, но его дело не прошло бесследно: оно пробуждало к борьбе за свободу грядущие поколения.
Деятельность студентов-гомоновцев
Будучи белорусом-патриотом, я с большим уважением и благодарностью отношусь к деятельности студентов-гомоновцев 1884 г., ведь это они стали первыми из революционеров, кто заявил о существовании белорусской нации и поставил вопрос о ее национально-государственной самостоятельности. Выпустив свой нелегальный журнал «Гомон» они стремились донести до народа важность идентификации нашей нации отдельно от других и что Беларусь имеет историческое право на свободу и независимость. Деятельность студентов-гомоновцев свидетельствовала об оформлении белорусской национальной идеи, которая получила свое продолжение в дальнейшем через других деятелей белорусской общественности и культуры.
Организационное оформление Белорусской социалистической громады
С оформлением Белорусской социалистической громады в 1903 г. началась активная деятельность по решению ключевых вопросов, затрагивающих различные сферы социальной и политической жизни. Я считаю, что БСГ сыграла большую роль на политической арене в формировании социального равноправия и белорусского национального самосознания общества. Ведя борьбу с самодержавием и капиталистическим строем, партия нашла поддержку среди широкой массы населения. Но лично мне не очень импонирует тот факт, что БСГ ставила своей целью достижение Беларусью самоуправления в составе Российской демократической республики, а не как отдельного государства. Да, в то время такое заявление было бы возможно слишком смелым и не нашло бы поддержки ряда других стран, но нужно было с чего-то начинать, чтобы в итоге все равно прийти к цели. В целом, создание БСГ было отличным проектом, давшим начало новой жизни не только в политической, но и в социальной сферах.
Курловский расстрел
«Курловский расстрел» – кровавая страница в истории нашей страны. Я считаю, что люди всегда должны иметь право высказать свое мнение. Бывает такое, что демонстрации из мирных протестов превращаются в агрессивно настроенные и сложно контролируемые. События, произошедшие 18 октября 1905 года в Минске, на мой взгляд, невозможно оправдать. Солдатами было расстреляно около 100 демонстрантов и около 300 ранено. Такими действиями можно только раззадорить отчаявшийся народ, но никак не усмирить. Народ окончательно утратил веру в царя.
Начало столыпинской аграрной реформы
1906 год вошел в историю как начало столыпинской аграрной реформы. В целом, мое отношение к данному событию положительное. Произошли положительные перемены во всех сферах. Были упразднены община и отработочная система. Но есть и отрицательная сторона. Не все крестьяне смогли выдержать обрушившиеся на них перемены. Многие безземельные и малоземельные крестьяне, находившиеся в бедственном материальном положении, оказались в прежнем или в еще более худшем состоянии. Это говорит о том, что крестьянский вопрос оставался нерешенным.
Начало Первой мировой войны реформы
Первая мировая война началась для Российской империи 1 августа 1914 г. и стала самой кровопролитной и страшной войной того времени. Мое отношение к этому событию, так же, как и у многих других, крайне отрицательное. Войны, какими бы они ни были, всегда несут смерть и разрушения, это всегда трагедия. В Первой мировой войне участвовали многомиллионные армии 38 государств мира, оснащенные новейшими техническими средствами борьбы. Впервые было применено химическое оружие – слезоточивый и отравляющий газ. Первые белорусские деревни были сожжены оккупантами в 1915 году. Огромной трагедией для народа стало беженство. За годы войны в Беларуси погибло около 130 тыс. жителей. Для того времени эта цифра была колоссальной. Все силы были брошены на обеспечение армии всем необходимым, в результате чего у государства накопился огромный внешний долг. После завершения войны необходимо было приспосабливаться к новой жизни, восстанавливать города и деревни. Хотелось бы отметить в заключение, что Беларуси, я считаю, эта война была абсолютно не нужна,она стала жертвой обстоятельств, неким «кровавым мостом», соединяющим запад и Россию, и понесла, к сожалению, огромнейшие потери, от которых потом было очень сложно оправиться. Для сравнения, ни одна из европейских стран не имела такого количества погибших в Первой мировой войне, как наша страна.
2. Найдите и объясните ключевые слова:
в выдержке из стихотворения В. Сырокомли «Освобождение крестьян»:
Читал я, что люди права получают
По воле священной царя-исполина…
Не нынче, так завтра узнает Европа,
Россия и Польша узнают с восторгом,
Что мы, добровольно сняв цепи с холопа,
Преступным себя не позорили торгом…
Перевод Д. Минаева
На наш взгляд, ключевыми словами в данной выдержке из стихотворения В. Сырокомли «Освобождение крестьян» выступают «сняв цепи с холопа». Здесь речь идет о событиях, связанных с проведением крестьянской реформы 1861 г. Согласно «Положению» и Манифесту, подписанным Александром II 19 февраля 1861 г. предусматривалось освобождение крестьян от крепостной зависимости и предоставление им личной свободы.
-
в выдержке из «Мужыцкай праўды»:
«Дзецюкі! Доўга маўчаў я, не казаў вам нічога, бо хацеў разгледзецца добра ды разабраць, што гэта дзеецца на свеце, штоб ужо спавясціць вас па справядлівасці ды сказаць, як наказвае Бог ды сумленне, што нам цяпер трэба рабіць. Чакаць моўчкі больш ужо незмага! Памяркуйма толькі, што думаюць цяпер зрабіць з намі… Усе нас крыўдзілі ды ўсе абдзіралі, і біў нас сільнейшы, крыўдзіў багаты, — а на тое нідзе не было справядлівасці. Мы ўсе маўчалі ды слухалі, усім кланяліся, за ўсё плацілі, усё цярпелі, ждучы канца, бо спадзяваліся справядлівай вольнасці, спадзяваліся, што дадуць вольнай зямелькі… Замест таго штоб аддаць нашу зямельку, ды якую ж зямельку? Гэту, што з дзядоўпрадзедаў кроўнай працай дзесяць раз ужо яе зарабілі да заплацілі. За гэту зямлю цар наказвае нам чыншы плаціць…»
Мы полагаем, ключевым словом в данной выдержке является «чыншы». В данном случае автор имеет в виду выкупные платежи, которые крестьяне обязаны были выплачивать за наделы земли, отведенные им в собственность в результате проведения крестьянской реформы 1861 г.
в выдержке из манифеста РСДРП 1898 г.:
«…На своих крепких плечах русский рабочий класс должен вынести и вынесет дело завоевания политической свободы. Это необходимый, но лишь первый шаг к осуществлению великой исторической миссии пролетариата — к созданию такого общественного строя, в котором не будет места эксплуатации человека человеком. Русский пролетариат сбросит с себя ярмо самодержавия, чтобы с тем большей энергией продолжать борьбу с капитализмом и буржуазией до полной победы социализма»
Ключевым словом в выдержке является «социализм», т.к. установление данного общественного строя являлось одной из главных целей РСДРП. Приход социализма, в их понимании, предполагал свержение самодержавия и уничтожение капитализма и класса буржуазии, справедливость, свободу и равенство всех слоев населения.
-
в выдержке из указа Николая ІІ 1906 г.:
«Каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли… Каждый домохозяин, за коим укреплены участки надельной земли… имеет право во всякое время требовать, чтобы общество выделило ему взамен сих участков соответственный участок по возможности к одному месту… Подворные участки… составляют личную собственность домохозяев… Переход целых обществ как с общинным, так и с подворным землепользованием к владению в отрубных участках совершается по приговорам, постановленным большинством двух третей крестьян, имеющих право голоса на сходе»
В данной выдержке ключевыми словами являются «личная собственность». С подписанием данного указа началась столыпинская аграрная реформа, в результате которой крестьяне, находившиеся в общине, были наделены правом выхода из этой общины и могли получить землю в собстенное владение и пользование. Аграрный вопрос был решен.
-
в выдержке из статьи Я. Купалы «Независимость»:
«Беларускі народ самабытны — гэта прызнаюць ужо нават і нашы праціўнікі з польскага ці расейскага лагера. Беларуская дзяржаўнасць таксама мае сваю гісторыю… А Беларусь, як кожная іншая дзяржава, мае права і даб’ецца раней ці пазней гэтага права стаць роўнай і вольнай дзяржавай паміж сваімі суседзямі»
На наш взгляд, ключевыми словами в данной выдержке являются «беларуская дзяржаўнасць». Вопрос о белорусской государственности особенно остро встал в конце XIX – начале ХХ века. Янка Купала неспроста затрагивает эту тему в своей статье. Он, как и многие другие общественные и культурные деятели того времени, стремился донести, насколько важно осознавать, что белорусский народ является отдельной исторически сложившейся нацией со своей самобытной культурой и языком, и этот народ имеет право жить в своем независимом и территориально-целостном государстве, автономно от других государств.
3. Сравните при помощи соответствующей методической рекомендации:
условия проведения крестьянской реформы в 1861 г. и в 1863—1864 гг. в Беларуси
Условия проведения крестьянской реформы в 1861 г. |
Условия проведения крестьянской реформы в 1863-1864 гг. |
Чтобы получить землю в собственнность, крестьяне обязаны были выкупить эту землю посредством выкупной операции, согласно которой государство вносило за крестьян 80 % от выкупной суммы, чтобы они могли рассчитаться с помещиками. При выплатах крестьяне должны были возвращать ежегодно по 6 % от ссуженной государством суммы в течение 49 лет. При этом, по условиям выкупа цена земли в несколько раз превышала ее рыночную стоимость. За пользование землей крестьянам нужно было выполнять в пользу помещика прежние повинности — барщину или оброк в установленных государством размерах. Такие крестьяне считались временнообязанными перед своими помещиками. |
В Гродненской, Виленской и Минской губерниях с 1 мая 1863 г., а в Витебской и Могилевской губерниях с 1 января 1864 г. прекращались временнообязанные отношения. Крестьяне, независимо от согласия помещиков, срочно переводились на обязательный выкуп земельных наделов, причем размер выкупных платежей снижался на 20 %. |
Вывод: Условия проведения крестьянской реформы в 1861 г. были очень жесткими. Чтобы выплатить государству долг за землю крестьянину приходилось отдавать около 2/3 от своего заработка. Земля, переданная ему в собственность, часто не годилась для ведения сельскохозяйственных работ и не могла принести хороший урожай. Временнообязанное положение крестьян также было тяжелым бременем. Непосильный труд не мог обеспечить семью крестьянина всем необходимым из-за возложенных на него обязанностей. Но в 1863-1864 гг. ситуация немного изменилась. Это связано с восстанием, проходившим в эти годы. Чтобы отвлечь крестьян от массового участия в восстании и склонить их на свою сторону, царское правительство вынуждено было изменить в их пользу некоторые условия крестьянской реформы 1861 г. Был снижен размер выкупных платежей, а также в нескольких губерниях было отменено временнобязанное положение. Эти уступки самодержавия существенно смягчали условия освобождения крестьян в Литве и Беларуси по сравнению с другими регионами Российской империи.
-
предпосылки для осуществления «прусского» и «американского» путей развития капитализма в сельском хозяйстве Беларуси
Признак для сравнения |
«Прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве |
«Американский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве |
Общие черты |
Развитие рынка, товарное хозяйство; использование свободного наемного труда |
|
Различия |
Помещичье землевладение остается господствующим в деревне. Долгое сохранение феодальных пережитков в сельском хозяйстве, сдерживающих развитие капитализма. Хозяин (крестьянин) земельного надела превращается из крепостного работника в наемного. |
Сельское хозяйство базируется на крестьянских хозяйствах, свободных от феодальных пережитков. Это путь развития капитализма снизу, достаточно безболезненный и естественный. Хозяин земельного надела становится реальным собственником. |
Отношение крестьян и помещиков |
Большинство помещиков поддерживали «прусский» путь развития, крестьяне были отрицательно настроены |
Для помещиков «американский» путь развития был менее выгоден, чем «прусский», крестьяне относились положительно |
Предпосылки для осуществления в Беларуси |
Проведение крестьянской реформы в 1861 г.; сохранение помещичьего землевладения и отработочной системы хозяйствования; помещичье хозяйство медленно перерастает в буржуазное |
Столыпинская аграрная реформа, в результате которой была разрушена сельская община, крестьяне получили возможность закрепить свои земельные наделы в собственность, начал формироваться слой сельской буржуазии из числа зажиточного крестьянства |
Вывод: Пути развития капитализма – «прусский» и «американский» - имеют кардинальные различия как в процессе становления, так и по своим последствиям. Реформа 1861 г. предопределила медленный «прусский» путь развития капитализма в сельском хозяйстве Беларуси. «Прусский» путь был наиболее мучительным и социально несправедливым для крестьян. Небольшие наделы земли не могли обеспечить жизнь крестьянина, привязывали его к помещику и позволяли эксплуатировать крестьянский труд полуфеодальными методами. Для государства и помещиков такой медленный путь развития капитализма в сельском хозяйстве был более удобным. Но крестьянство боролось за «американское» (фермерское) развитие сельского хозяйства, что показали массовые восстания. С течением времени малоземельные крестьянские хозяйства все-таки набирали силу, происходил подъем сельского хозяйства, выражавшийся ростом урожайности и распашкой новых земель, внедрением передовых технологий. Столыпинская аграрная реформа создала условия для развития капитализма в сельском хозяйстве по «американскому» пути. Следует отметить, что такой путь развития капитализма в сельском хозяйстве Беларуси наиболее эффективный и правильный, что можно было наблюдать в быстро развивающихся регионах с незначительным помещичьим землевладением.
-
земскую реформу в центральных европейских губерниях Российской империи и в Беларуси
Признак для сравнения |
Земская реформа |
|
в центральных европейских губерниях Российской империи |
в Беларуси |
|
Краткая характеристика и общие черты |
Земская реформа вводила выборные земства — органы местного самоуправления. Земства занимались местным хозяйством, здравоохранением, строительством дорог, образованием; не имели политической силы и находились под контролем губернаторов. Реформа предпологала, что в выборах мог принимать участие представитель любого сословия, однако право выбора ограничивалось имущественным цензом. Избирательная система обеспечивала в них большинство дворян. |
|
Различия |
Начало проведения в 1864 г. Более эффективное проведение в сравнении с реформой в Беларуси. Выборы проводились по трем куриям: землевладельческой, городских избирателей и выборных от крестьянских обществ. В первых двух куриях выборы были прямыми, а в крестьянской – трехстепенными: сначала сельским сходом выбирались представители на волостной сход, на котором избирались выборщики, потом уездный съезд выборщиков выбирал гласных в уездное земское собрание. |
Начало проведения в 1911 г. Выборы в земские учреждения осуществлялись по «русской» и «польской» куриям, причем православных крестьян зачисляли в «русскую» курию, а католиков – в «польскую». Помещикам «польского происхождения», преобладавшим в Гродненской, Виленской и Ковенской губерниях, царское правительство после восстания 1863—1864 гг. не доверяло. Поэтому земства здесь не вводились. |
Вывод: Земская реформа сыграла положительную роль в осуществлении аграрной реформы. Однако, если сравнивать ее проведение в Беларуси и в в центральных европейских губерниях Российской империи, то в Беларуси оно началось гораздо позже. На это повляияло восстание 1863-1864 гг. Оно же и предопределило особенности проведения земской реформы в Беларуси. Земства были созданы лишь в Витебской, Могилевской и Минской губерниях. Другие регионы не рассматривались, т.к. они считались неблагонадежными и царское правительство после восстания не доверяло местным помещикам. Только в Беларуси было разделение на «русские» и «польские» курии, что также способствовало ослаблению политического влияния помещиков католического вероисповедания, экономически значительно более сильных, чем русские помещики. В заключение следует отметить, что, в целом, для Беларуси земская реформа не играла настолько значительной роли, как в центральных европейских губерниях России.
-
позиции Белорусской социалистической громады и Русского окраинного союза по национальному вопросу
Признак для сравнения |
Позиция по национальному вопросу |
|
Белорусская социалистическая громада |
Русский окраинный союз |
|
Общее |
Обе организации видели Беларусь в составе России |
|
Основные различия |
Программа по национальному вопросу требовала независимости белорусской нации, признания факта существования белорусского народа, уничтожения нациоанльного гнета и равноправия с другими народами. Большое внимание БСГ уделяла теоретическому обоснованию права белорусского народа на сохранение и развитие своего языка и национальной культуры, выступала против официальной царской политики, направленной на раскол белорусского народа по вероисповеданию на «русских» и «поляков». Цель – достижение автономии Беларуси с сеймом в Вильно в составе Российской демократической республики. |
Действовал под лозунгом «Россия для русских, и русские должны управлять ею». Представители этого союза рассматривали Беларусь как часть Западной России, отрицали существование белорусской нации, считали необходимым окончательное слияние белорусов с русским народом. |
Вывод: С оформлением национальной идеи и ростом национального самосознания в конце XIX – начале ХХ в. все больше людей стали идентифицировать себя как белорусы. Организатором и руководителем белорусского национального движения являлась Белорусская социалистическая громада. Эта организация в своей позиции по национальному вопросу нашла большую поддержку среди белорусов в сравнении с Русским окраинным союзом, который не видел в белорусах отдельную и самостоятельную нацию. Ведя активную деятельность, БСГ внесла большой вклад в развитие белорусского национального движения, признание независимой белорусской нации, а также сыграла существенную роль в процессе создания Белорусской Народной Республики.
-
белорусоведение и западноруссизм
Признак для сравнения |
Белорусоведение |
Западноруссизм |
Общая характеристика |
Наука, изучающая историю, культуру, традиции, особенные и общие черты белорусов. Сторонники стремились доказать, что белорусская нация является самостоятельной со своим языком, самобытной культурой и традициями. |
Его сторонники признавали и изучали особенности белорусов как части общерусского этноса без признания за ними права на самостоятельность. Ориентирован на существование белорусских земель в составе российского государства. |
Самые известные представители |
Павел Шпилевский, Константин и Евстафий Тышкевичи, Адам Киркор |
Михаил Коялович |
Вывод: Белорусоведение начало формироваться в начале XIX в. и его сторонники, ведя активную исследовательскую и просветительскую деятельность, внесли большой вклад в становление национального самосознания белорусов и пробудили интерес к историческим корням родного края. Западноруссизм возник чуть позже, в последней трети XIX — начале XX в. Несмотря на то, что западнорусссисты исключали возможность самостоятельного национально-культурного, государственного и политического развития белорусского этноса, но все же они многое сделали для исследования национального наследия белорусов и способствовали опровержению мнения, что Беларусь — это часть Польши.
4. Приведите исторические факты, отражающие:
особенности промышленного переворота в Беларуси:
- Техническая сторона. Переход к машинному производству в 1880—1890-е гг., первоначально в деревообрабатывающей и металлообрабатывающей отраслях. Этот процесс завершился в начале ХХ в.
- Общественная сторона. Главным источником формирования квалифицированной рабочей силы стали бывшие крепостные крестьяне, а также работники мануфактур и ремесленники. Особенностью формирования рабочего класса в Беларуси была его сильная привязанность к сельской местности. Только 1⁄3 рабочих находились в городах.
-
пути развития капитализма в сельском хозяйстве Беларуси после отмены крепостного права:
- «Прусский» путь характеризовался сохранением феодальных пережитков в сельском хозяйстве, сдерживающих развитие капитализма. Осуществление «прусского» пути развития капитализма в сельском хозяйстве стало следствием проведения крестьянской реформы 1861 г.
- После проведение столыпинской аграрной реформы были созданы условия развития капитализма в сельском хозяйстве Беларуси по «американскому» пути. Сельское хозяйство базировалось на крестьянских хозяйствах, свободных от феодальных пережитков.
-
итоги революционных преобразований в белорусском обществе в начале ХХ в.:
Начало ХХ в. характеризуется подъемом политических выступлений в Беларуси. Революция 1905-1907 гг. стала первой российской ревоюцией и принесла в итоге ряд преобразований. Итогом выступлений стало подписание Манифеста 17 октября 1905 г., даровавший свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Были изменены правила выборов в Государственную думу. Новый избирательный закон 1907 г. значительно увеличил в Думе представительство помещиков и крупной буржуазии, которые поддерживали правительство. При проведении выборов в IV Государственную думу, которая действовала на протяжении 1912—1917 гг., белорусское население было разделено на курии (группы): русскую, польскую и еврейскую. Аграрный вопрос все еще не был решен.
-
положение белорусского народа во время Первой мировой войны:
- Проходила мобилизация (призыв) сотен тысяч жителей белорусских губерний в российскую армию.
- В августе — сентябре 1915 г. германские войска заняли Брест, Гродно и другие западнобелорусские города. На оккупированной территории Беларуси действовала жесткая система налогов, штрафов, принудительных работ, проводились реквизиции — принудительное отчуждение имущества и продуктов для обеспечения германской армии. Население в возрасте от 16 до 60 лет платило подушный налог. У людей отбирали продукты питания, лошадей и скот. Немецкие солдаты занимали дома и квартиры мирных жителей. За любую попытку сопротивления ожидало жестокое наказание, вплоть до смертной казни.
- Отмечалось большое количество беженцов в восточную часть Беларуси, которая стала прифронтовой полосой.
- Погибало мирное население, пылали и разрушались города и деревни, уничтожалось материальное достояние. В пепел и руины превращались ценные памятники белорусской истории и культуры.
-
процесс формирования белорусской нации:
Белорусская нация формировалась в условиях отсутствия собственной государственности. Правительство Российской империи было заинтересовано в территориальном единстве государства и ослаблении в нем национальных движений. Во второй половине ХІХ — начале ХХ в. происходило становление нового белорусского литературного языка. Новый литературный письменный язык складывался на основе многодиалектной разговорной народной речи, прежде всего говоров Центральной Беларуси. В конце XIX — начале XX в. народ Беларуси отличал себя от русских. Перепись 1897 г. свидетельствовала, что большинство жителей Беларуси уже усвоили название «белорусы» и придерживались его. Термин «Беларусь» и название «белорусы» постепенно закрепились за всей территорией проживания нашего народа. Значительную роль в пробуждении национального самосознания белорусов сыграли общественные и культурные деятели, а также представители науки. Вместе с постепенным формированием белорусской нации в среде интеллигенции зарождалась белорусская национальная идея — представления о белорусах как самостоятельной и самобытной общности людей с собственными жизненноважными интересами.
5. Разъясните причинно-следственные связи между следующими историческими фактами (явлениями) с помощью соответствующей методической рекомендации:
восстание 1863—1864 гг. → упразднение временнообязанного положения крестьян в белорусских губерниях
В результате восстания 1863-1864 гг. было упразднено временнообязанное положение крестьян в белорусских губерниях, т.к. царское правительство преследовало целью отвлечь крестьян от массового участия в восстании и склонить их на свою сторону путем изменения в их пользу условий крестьянской реформы 1861 г.
-
отмена крепостного права → развитие капитализма в сельском хозяйстве и промышленности Беларуси
Отмена крепостного права обусловила процесс перехода от феодального землевладения к буржуазному, при котором использовался наемный труд и внедрялись агротехнические новшества, в следствие чего запустился механизм развития капитализма в сельском хозяйстве и промышленности Беларуси.
-
столыпинская аграрная реформа → создание условий для развития капитализма в сельском хозяйстве Беларуси по «американскому» пути
Столыпинская аграрная реформа создала условия для развития капитализма в сельском хозяйстве Беларуси по «американскому» пути, т.к. она упразднила сельские общины и разрешила крестьянам закреплять свои земельные наделы в собственность.
-
Манифест 17 октября 1905 г. → начало демократизации общества
Манифест 17 октября 1905 г. положил начало демократизации общества, т.к. он даровал свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
-
формирование белорусской нации → оформление национальной идеи белорусов
Формирование белорусской нации привело к оформлению национальной идеи белорусов, т.к. вместе с пробуждением национального самосознания белорусского народа, становлением нового белорусского литературного языка возникло представление о белорусах как самостоятельной и самобытной общности людей с собственными жизненно важными интересами.
6. Докажите с помощью соответствующей методической рекомендации, что:
осуществление крестьянской реформы 1861 г. в белорусских губерниях имело одновременно феодальные и капиталистические черты
В результате осуществления крестьянской реформы 1861 г. было сохранено помещичье землевладение, но одновременно происходил процесс распада дворянского землевладения и перехода его в буржуазное, при котором использовался наемный труд и внедрялись агротехнические новшества. Наряду с отработочной системой с примитивными методами земледелия и традиционными орудиями труда, многие хозяйства, например, в Виленской, Гродненской и Минской губерниях постепенно приобретали торговый, предпринимательский характер. Из этого следует, что осуществление крестьянской реформы 1861 г. в белорусских губерниях имело одновременно и феодальные, и капиталистические черты.
-
судебная и земская реформы носили ограниченный характер при их проведении в белорусских губерниях
Восстание 1863-1864 гг. предопределило характер проведения судебной и земской реформы в белорусских губерниях. Реформа началась с опозданием и земства были созданы только в Витебской, Могилевской и Минской губерниях. Другие регионы не рассматривались , т.к. они считались неблагонадежными и царское правительство после восстания не доверяло местным помещикам. В Беларуси было разделение курии. При проведении выборов предпочтение отдавалось депутатам, избранным от русской курии. Никто из членов либеральных и революционно-демократических партий в число депутатов IV Государственной думы от белорусских земель не попал. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что судебная и земская реформы носили ограниченный характер при их проведении в белорусских губерниях.
-
осуществление столыпинской аграрной реформы способствовало развитию капитализма в сельском хозяйстве Беларуси
Столыпинская аграрная реформа упразднила общину, давала право крестьянам закреплять их собственность на земельный надел через отруб или хутор. Создавались крестьянские хозяйства, свободные от феодальных пережитков, активно развивалась предпринимательская деятельность и происходил подъем сельского хозяйства. Все это свидетельствует о том, что осуществление столыпинской аграрной реформы способствовало развитию капитализма в сельском хозяйстве Беларуси.
-
начало ХХ в. может считаться периодом возрождения национально-культурной жизни
Начало ХХ в. может считаться периодом возрождения национально-культурной жизни, т.к. именно в это время оформилась национальная идея и произошел подъем национального движения. В начале XX в. национальная идея белорусского народа воплотилась в политической программе БСГ по национальному вопросу, связанной с достижением автономии Беларуси в составе Российской демократической республики.
7. Решите исторические задачи:
о каком событии и отношении к нему со стороны крестьян упоминается в произведении «Гутарка Данилы со Степаном»:
Гавораць па свеце, уголас талкуюць,
Ад ксяндзоў, ад рабінаў усе людзі чуюць,
Што вольнасць нам, бедным, дасць без адкладу,
Толькі што з панамі не дойдзема ладу.
Чаго адны хочуць, то другім не міла.
Як чорт перад д’яблам пражэцца іх сіла,
Цар ім патурае, а яны хітруюць…
В данном произведении идет речь о крестьянской реформе 1861 г., отменившей крепостное право. Несмотря на то, что крестьяне получали свободу и больше не являлись собственностью помещиков, они были очень разочарованы условиями проведения данной реформы. Т.к. царское правительство боялось ухудшения взаимоотношений с крупными и влиятельными землевладельцами, то создавались наиболее выгодные условия, в первую очередь, для помещиков. Крестьяне же утратили статус крепостных, но стали наемными. Как и до крестьянской реформы, они были вынуждены работать на помещика. К тому же, они были обязаны платить непосильные выкупные платежи за землю, которая часто не годилась для ведения сельского хозяйства. Их материальное положение еще больше ухудшилось.
-
какое явление отражает высказывание одного из белорусских крестьян в связи с пересмотром условий крестьянской реформы в 1863 г.: «Дзякуем жа вас, паночку, і ўсё панства, што вы ўзбунтовалісь: інакш-бы нам вавек такога дабра не дачакацца»
Данное высказывание отражает события, связанные с восстанием 1863-1864 гг. и опасением царского правительства, что крестьяне примут массовое участие в выступлениях. Чтобы их отвлечь и склонить на свою сторону, правительство вынуждено было отменить временнообязанные отношения и снизить размер выкупных платежей.
-
в чем заключались причины проблемы, которую затронул К. Калиновский в «Мужыцкай праўдзе», и предложенный им путь ее решения: «Калі Бог стварыў усіх людзей вольнымі… так скуль жа гэта ўзялося, што адзін марнуе ды і над людзьмі збыткуе, а другі, бедны, паншчыну служыць альбо аброкі ў казну плаціць?.. Мужыкі… не павінны плаціць ані чыншу паном, ані аброку ў казну за зямлю, бо гэта зямля да нас належыць…»
Причиной проблемы, которую затронул К. Калиновский в «Мужыцкай праўдзе», является несправедливая политика царского правительства в отношении крестьян и опасение властей ухудшения взаимоотношений с крупными землевладельцами. Была проведена крестьянская реформа, но она имела положительное значение лишь для помещиков, крестьяне же оставались в тяжелом материальном положении. К. Калиновский не хотел мириться с такой несправедливостью и предлагал эту проблему решать путем восстания и вооруженной борьбы.
-
определите, с какими историческими событиями связана данная наградная медаль:
Это медаль Российской империи "За усмирение польского мятежа", которой награждали участников подавления восстания 1863-1864 гг. в Северо-Западном крае. Она была учреждена в 1865 г. и ею награждались разные группы лиц.
-
объясните, почему неизвестный автор стихотворения «Кто я?» не может ответить на поставленный вопрос:
Пытаешся, браце, хто я, з якога краю?
З-за Віслы, з-за Нёмну ці з-за Дунаю?
Ёсць рэчка Свіслач, малая на свеце,
А там шмат збожжа і кветак расце ў леце.
Там дзяўчаты, як красныя кветкі,
А хлопцы — як пінскія дубы-сталеткі…
Хто я? — паляк, беларус ці ліцвін?
Бог толькі ведае праўду адзін.
Я ж хачу працаваць увесь век,
Каб заслужыць імя — чалавек.
Во второй половине XIX – начале ХХ в. белорусский народ находился в очень сложной ситуации. С одной стороны, Российская империя не признавала белорусский язык, отрицала существование белорусского этноса и стремилась навязать мнение, что местное население являлось исконно русским. С другой стороны, было велико польское влияние в Северо-Западном крае, белорусов считали «польским народом». Историческое прошлое, связанное с ВКЛ, также имело значение. Еще в первой половине XIX в. Центральную и Западную Беларусь нередко называли Литвой, а ее население — литвинами. Поэтому, будучи в таком положении, простому человеку было сложно идентифицировать свою национальность.
-
определите причины вопроса, заданного Я. Купалой в стихотворении «Тутэйшы»:
…А як завуць край гэты родны мой —
Забыўся ўжо праз свой прыгон і здзек;
Мабыць, забраны, ці тутэйшы ён,
Я ж сын яго — тутэйшы чалавек!
Я. Купала таким вопросом в своем стихотворении «Тутэйшы» стремился донести проблематику исторически непростого положения белорусского края и его народа. Белорусский этнос никогда не воспринимался как самостоятельный. В разные времена белорусский народ называли по-разному. История свидетельствует о белорусском прошлом то в составе ВКЛ, то Речи Посполитой, а затем и в составе Российской империи. В итоге народ не мог понять, к какой национальности себя отнести и как называть местность, территорию, на которой он проживал. Многие стали называть себя «тутэйшымi».
8. Проведите воображаемое интервью с исторической личностью:
- с К. Калиновским по поводу его мыслей о народном государстве, высказанных в «Мужыцкай праўдзе» и «Письмах из-под виселицы»: «І як добры слуга глядзіць худобы гаспадарскай і слухае свайго гаспадара, так добры ўрад глядзець павінен шчасця людзей, слухаць народу і рабіць так, як народу лепей. І не дзіва, бо не народ зроблены для ўрада, а ўрад для народа»:
Воображаемое нами интервью с К. Калиновским по поводу его мыслей о народном государстве, высказанных в «Мужыцкай праўдзе» и «Письмах из-под виселицы» может иметь следующий вид:
- Добрый день! Сегодня у нас в гостях Константин Викентий Семенович Калиновский. Здравствуйте, Константин Семенович!
- Здравствуйте! Называйте меня, пожалуйста, Константином.
- Константин, исходя из последних событий, нашим читателям будет интересно, если Вы расскажите, когда в Вас начало зарождаться это стремление к борьбе?
- Мой отец был безземельным шляхтичем, а моя мать умерла, когда мне было всего 5 лет. Детство мое было непростым. Еще будучи подростком, я не мог мириться с тем, что происходило вокруг. Очень повлияла на мое мировоззрение учеба в университете в Санкт-Петербурге и знакомство с людьми, близкими мне духом. В студенческие годы я вместе с моим братом Виктором активно участвовал в деятельности студенческих землячеств и революционных кружках. Моими друзьями стали Зыгмунт Сераковский, Ярослав Домбровский, Валерий Врублевский. С этого момента я загорелся идеей действовать и освободить мою родину и мой народ от этого беспросветного насилия и гнета.
- Что, по Вашему мнению, является насилием и гнетом и как это проявляется на Вашей родине?
- Вы же сами видите, как страдает народ, как его эксплуатируют и издеваются над ним, унижают его, лишают его национальности. Сколько это может продолжаться?! Крестьянская реформа ничего не решила. Царь идет на уступки помещикам, в то время как крестьяне голодают. Это крестьянская земля! Мужик жил на ней и обрабатывал ее из поколения в поколение, а теперь должен платить за нее, чтобы выкупить в свою собственность, да еще и продолжать исполнять повинности в пользу помещиков? Нет, этому не бывать! Наш белорусский народ лишают его истинной этнической принадлежности, родного языка…
- А каким Вы видите народное государство и поясните Ваше высказывание в «Мужыцкай праўдзе» и «Письмах из-под виселицы», что «не народ зроблены для ўрада, а ўрад для народа».
- В народном государстве нет дворян – все равные. Народ – движущая сила, недооценивать которую нельзя. Справедливое правительство никогда не будет ущемлять права и интересы своих граждан, а наоборот создаст все условия для их комфортной и счастливой жизни. Народ должен иметь право выбора и участия во всех сферах общественной и политической жизни. Не должно быть ущемления по национальному признаку. У людей должно быть право на национальное и религиозное самоопределение, образование должно быть доступно для всех без исключения.
- Почему Вы думаете, что счастливого будущего своей страны и демократии можно достичь только путем вооруженного восстания?
- Поставленные нами цели кардинально отличаются от существующей государственной позиции. К сожалению, современные условия диктуют действовать радикально. Лично я не питаю никаких надежд на то, что без мятежа правительство способно смягчить свою политику. Я настолько горю желанием подарить моему народу свободу, сбросить с него оковы, что уверен, мне хватит сил преодолеть все трудности, стоящие на пути! Мои революционные мысли не угаснут, и я буду бороться до последней капли крови за счастье моего края!
- Константин, спасибо за интервью и желаем Вам успехов в Вашей борьбе!
- с Ф. Богушевичем о содержании его предисловия к сборнику «Дудка белорусская»: «…мова наша ёсць такая ж людская і панская, як французская, альбо нямецкая, альбо і іншая якая… Наша мова для нас святая, бо яна нам ад Бога дадзена… Ці ж ужо нам канечне толькі на чужой мове чытаць і пісаць можна? Яно добра, а нават і трэба знаць суседскую мову, але найперш трэба знаць сваю…»:
Возьмем воображаемое интервью у Ф. Богушевича о содержании его предисловия к сборнику «Дудка белорусская»:
- Добрый день, Франциск Казимирович! Сегодня мы бы хотели с Вами побеседовать о содержании предисловия к Вашему сборнику «Дудка белорусская». В связи с этим у нас к Вам есть несколько вопросов. Скажите, Франциск Казимирович, какой посыл Вы хотели донести до читателя в Вашем предисловии?
- Добрый день! В своем предисловии я бы никому не хотел навязывать свои мысли, но считаю важным донести до народа важность признания родного языка. Я привел свои размышления о том, что белорусский язык, так же, как и любой другой язык, имеет право на существование и использование не только в повседневной жизни, но и в культурной и научной. Политика русификации белорусского края может привести в конечном итоге к полному исчезновению нашего родного языка. Пусть белорусский язык и называют «мужыцкай мовай», но он является самобытным, настоящим, и он не заслуживает, чтобы его искусственно искоренили из жизни людей, желающих говорить и писать на нем.
- Т.е. это своего рода национальный манифест?
- Можно сказать и так. Я убежден, что без языка нет нации. Сейчас, как никогда, необходимо бросить все силы на возрождение белорусского языка.
- Правильно ли мы понимаем: Вы полагаете, это реально, что белорусский язык признают самостоятельным и, возможно, наделят статусом государственного языка?
- Да, я нисколько в этом не сомневаюсь и верю, что благодаря стремлениям и активной работе литераторов и других общественных деятелей, а также народу, не забывающему, откуда он, белорусский язык станет в одну колонну наравне с другими языками, обретет свободу и новую жизнь.
- Спасибо, Франциск Казимирович, за Ваш жизнеутверждающий ответ.
- со студентами-гомоновцами насчет их взглядов на белорусский народ и сути высказанной ими идеи:
- Здравствуйте! Сегодня мы находимся на собрании представителей группы «Гомон» и хотели бы задать студентам несколько интересующих вопросов. Могли бы Вы, пожалуйста, пояснить, в чем суть Ваших взглядов на белорусский народ?
- Здравствуйте! Мы, студенты-гомоновцы, сформулированной нами программой хотим донести, что белорусский народ имеет свой язык, территорию, свою самобытную культуру, быт, историческое прошлое. Мы против его эксплуатации! Белорусский народ не материал для экспериментов, а живая народность, способная самостоятельно распоряжаться собой. Мы убеждены, что Беларусь должна быть для белорусов. Белорусский народ сильный и мы сами завоюем себе свободу, не возлагая надежд на других!
- Каким образом Вы видите достижение национальной самостоятельности белорусского народа?
- Путем революционных преобразований мы планируем приобрести автономную самостоятельность нашего края, белорусскую государственность.
- Говоря о самостоятельности белорусского края, что Вы имеете в виду?
- Мы представляем Беларусь в составе социалистической федеративной России, но при этом она должна будет иметь законные права белорусского народа на самостоятельное и равноправное положение в общей славянской семье.
- Спасибо, господа, за интервью и желаем Вам успехов в достижении Ваших целей.
- с деятелями БСГ по поводу возможного государственного устройства Беларуси, описанного ими в листовке «Первый крестьянский съезд» от 1905 г.: «…Цяперашняе правіцельства трэба скінуць, дый пастарацца, каб намі правілі нашы выбарныя людзі… Гэтыя выбарныя ад усёй зямлі Беларускай павінны збірацца ў якім горадзе, прымерам у Вільні… Такі з’ездчы сход называецца сэйм. Кожны народ павінен мець свой сэйм, каторы вёў бы яго справы, але ўсе народы, што жывуць у Расеі, маюць яшчэ і агульныя справы. Дзеля таго трэба, каб выбарныя ад нашай Беларусі і Літвы, ад Польшчы і Фінляндыі, Каўказа і ўсіх другіх народаў разам з рускімі збіраліся на агульны сэйм у Пецярбургу… і там разам пастанаўлялі аб сваіх агульных справах»:
- Добрый день! Сегодня, находясь на встрече с деятелями Белорусской социалистической громады, имеем возможность лично с ними побеседовать и задать несколько вопросов. Расскажите, пожалуйста, какие цели преследует Ваша партия?
- Добрый день! Отстаивая национальные интересы белорусского народа, мы выступаем с требованием уничтожения самодержавия и постепенного установления социалистического строя, ликвидации помещичьего землевладения и приобретения национально-культурной автономии.
- Каким Вы видите будущее государственное устройство Беларуси?
- Наши представления о возможном государственном устройстве Беларуси мы отразили в листовке «Первый крестьянский съезд». Наша партия выступает за автономию Беларуси с сеймом в Вильно в составе Российской федеративной демократической республики.
- Почему Вы сочли необходимостью создания сейма в Вильно?
- Учитывая опыт прошлого и настоящего, мы пришли к мнению, что народ Беларуси имеет право участвовать в делах своего государства. И чтобы дать ему такую возможность, будет создан наш собственный региональный представительный орган. Мы стоим за национальную автономию, но сейм мы требуем не для белорусов, а для всего края, - в сейме должны быть представители всех народностей Северо-Западного края.
- Расскажите нам подробнее про сейм: как он будет работать и возможно ли это, чтобы он функционировал автономно?
- Сейм в Вильно будет функционировать автономно. В сейме будут подлежать рассмотрению частные дела, относящиеся к территории Беларуси. Общие дела, относящиеся к компетенции всего союзного государства, будут решаться на общем сейме в Санкт-Петербурге.
- Спасибо, за пояснение. Успехов Вам в достижении Ваших целей!
Воспользуйтесь методической рекомендацией «Как провести воображаемое интервью с исторической личностью» на с. 154—155 учебного пособия.