Упр. 197. Прочитайте отрывок. Определите его тему и основную мысль.

  • Тема текста: спасение от холода привередливых ливанских елей.
  • Основная мысль: неразумное поведение человека (для спасения от холода заморских елей рубят и губят российские ёлки).

2. Спишите текст, решая орфографические задачи. В предложениях подчеркните грамматические основы. Обозначьте, чем выражено сказуемое. Определите вид предложений по строению грамматической основы. Сделайте вывод о том, как «работают» в тексте односоставные предложения.

Заморское чудо

У высокого административного здания высадили (выражено глаголом 3-го лица, мн.ч., прошедшего времени, изъявительного наклонения) ливанские ели, лапчатые, подёрнутые вроде бы искусственной сединой (односост., неопределённо-личное).

И придумали прикрывать (составное глагольное сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом придумали 3-го лица, мн.ч., прошедш. врем., изъявит. наклонения, также выражено неопределённой формой глагола прикрывать) их в зимнюю пору нашими, российскими ёлками.

Нарубят (глагол 3-го лица, мн.ч., будущ. времени, изъявит. наклонения) их, колючих, бедных, возами из лесу навезут (глагол 3-го лица, мн.ч., будущ. времени, изъявит. наклонения) и навалят (глагол 3-го лица, мн.ч., будущ. времени, изъявит. наклонения) плотно на холёные деревца (односост., неопределённо-личное).

Те и млеют (глагол 3-го лица, мн.ч., наст. времени, изъявит. наклонения) под зелёной тёплой шубой (двусост.) (по В. Астафьеву).

Односоставные предложения в тексте акцентируют внимание на самом действии, а не на том, кто его выполняет. Получается, что неважно, кто посадил ливанские ели, кто рубит российские ёлки, важен именно факт действия.

Разбор слова по составу

Высадили (глагол); прикрывать (глагол).

Словообразовательный разбор

Зимнююзима (суффиксальный).

Синтаксический разбор

И (пред.) придумали (глаг.) прикрывать (глаг.) их (мест.) в (пред.) зимнюю (прил.) пору (сущ.) нашими (мест.), российскими (прил.) ёлками (сущ.). — Прост., повест., невоскл., неполное, односост., распр.