§ 26. Живопись и архитектура Беларуси в 1860-х гг. — начале ХХ в.
1. Охарактеризуйте сюжеты картин К. Альхимовича и Н. Силивановича.
Творчество К. Альхимовича и Н. Силивановича пронизано теплотой к простому белорусскому крестьянину, его судьбе. В ряде своих картин Альхимович изобразил полную страданий судьбу и тяжелый труд крестьян. Его картина «Похороны Гедимина» получила всемирную известность. Художник создал также серию картин по мотивам творчества А. Мицкевича. Картина Силивановича «Старый пастух» проникнута теплотой и любовью к простому народу. Для художника это понятные люди, он знает их жизнь не понаслышке. Его картины привлекают психологической глубиной и образностью.
2. Почему зарисовки Н. Орды имеют большую ценность для исторической науки?
Зарисовки Н. Орды имеют большую ценность для исторической науки, т.к. они отличаются строгой документальностью и точностью. Орда выполнил около 1000 зарисовок мест, связанных с жизнью известных людей, а также архитектурных памятников, в том числе Каменецкой башни, дворцов и замков в Мире, Новогрудке, Несвиже, Гродно, Лиде. Издавались отдельные альбомы его рисунков. Многие архитектурные сооружения, зарисованные Ордой, не сохранились, были разрушены. Но благодаря сведениям, оставленным художником в своих зарисовках, мы можем иметь представление, как они выглядели. К тому же, его рисунки имеют ценность для реставрации памятников архитектуры.
3. Объясните обстоятельства общественно-политической жизни, итогом которых стало строительство по всей Беларуси так называемых церквей-«муравьевок».
После подавления восстания 1863-1864 гг. приобрел распространение псевдорусский стиль в архитектуре. Русские архитекторы разработали типичные варианты православных церквей, скопировав их с византийских храмов. Такие церкви стали называть в народе церквями-«муравьевками». Название произошло от фамилии инициатора их строительства виленского генерал-губернатора М. Н. Муравьева. М.Н. Муравьев занимал этот пост с 1863 по 1865 годы. После подавления восстания, проведя ряд преобразований, Муравьев положил конец польско-католическому доминированию в общественной, социально-экономической и культурно-образовательной сфере над белорусским православным крестьянским большинством края. В этот период, по его распоряжению, по всей стране и развернулось строительство церквей-«муравьевок».
4. Какие особенности жизни горожан отображают картины Ю. Пэна, М. Шагала?
Юдель Пэн отображал в своих картинах национальные черты еврейского быта, создал целую галерею образовлюдей из народа. В школе Пэна занимался уроженец Витебска Марк Шагал. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. Все его картины имеют элементы еврейской интерпретации.
5. Закончите заполнение в тетради таблицы «Достижения в развитии науки и культуры Беларуси во второй половине XIX —начале XX в.».
Фамилия деятеля культуры |
Вклад в развитие культуры |
Казимир Альхимович |
Один из наиболее известных живописцев Беларуси второй половины XIX в. Его картина «Похороны Гедимина» получила всемирную известность. Художник создал также серию картин по мотивам творчества А. Мицкевича. |
Наполеон Орда |
Художник, пианист и композитор. Выполнил около 1000 зарисовок мест, связанных с жизнью известных людей, а также архитектурных памятников, в том числе Каменецкой башни, дворцов и замков в Мире, Новогрудке, Несвиже, Гродно, Лиде. Рисунки Н. Орды отличаются строгой документальностью и точностью. |
Никодим Силиванович |
Художник. В творчестве отражена жизнь белорусских крестьян (картина «Старый пастух»). Принимал участие в оформлении знаменитого Исаакиевского собора в Петербурге. Вместе с петербургскими художниками участвовал в создании мозаичного панно «Тайная вечеря» для главного иконостаса собора. |
Илья Репин |
Знаменитый русский художник. В своем имении Здравнёво под Витебском написал около 60 картин («Белорус»). Сейчас там открыт музей. |
Юдель Пэн |
Художник. Создал частную художественную школу в Витебске в конце XIX в. Создал целую галерею образовлюдей из народа, отображал национальные черты еврейского быта («Часовщик», «Последняя суббота»). |
Марк Шагал |
Уроженец Витебска, один из крупнейших художников ХХ в., сценографист, поэт. Картины «Святое семейство», «Посвящение Христу», «Белое распятие». |
Леон Бакст (Лев СамойловичРозенберг) |
Выдающийся театральный художник, уроженец Гродно. Прославился своими эскизами декораций и костюмов для артистов русского балета, выступавшего в Париже в 1907—1914 гг. |
Вывод: Во второй половине XIX —начале ХХ в. наблюдался значительный подъем в развитии белорусской культуры и науки. Происходили рост национального самосознания и становление нового литературного белорусского языка,зарождалась белорусская национальная идея. Такие перемены произошли благодаря активной деятельности представителей культуры и науки того времени, оставившие после себя большое наследие и открывшие новую страницу в истории нашего государства.
6. Заполните в тетради таблицу «Художественные стили в памятниках архитектуры Беларуси».
|
Примеры памятников архитектуры |
Псевдорусский стиль |
Часовня-усыпальница Паскевичей в Гомеле, Свято-Воскресенский собор в Борисове и другие архитектурные памятники |
Готический стиль |
Костел Св. Иоана Крестителя в селе Вселюб, достроенный в 1897 г. |
Неоготический стиль |
Костел Святого Роха в Минске, Костел Пресвятой Троицы в Видзах |
Готический стиль + романский стиль (романская готическая архитектура) |
Костел Святых Симеона и Елены в Минске |
Модерн |
Гостиница «Европа» в Минске, храм в Мире, некоторые жилые дома в Минске, Гомеле, Гродно, Могилеве |
Классицизм |
Банки и учебные заведения |
Барокко |
Театры |
Вывод: Сдвиг в экономической жизни общества во второй половине XIX – начале ХХ века привели к быстрому росту городов и их благоустройство. В этот период одни архитекторы шли по пути механического копирования исторических форм, другие стремились к творческому сочетанию традиций прошлого и новых явлений. В архитектуре того времени преобладала эклектика, т.е. сочетание нескольких художественных стилей. Также стал популярен псевдорусский стиль. В этом стиле строились православные храмы, численность которых после подавления восстания 1863-1864 гг. значительно выросла. С середины XIX в. стал формироваться новый художественный облик городов Беларуси. С зарождением на рубеже ХІХ—XХ вв. архитектурного стиля модерн появилась возможность повышения этажности зданий, увеличения размеров арок и окон. Однако модерну не суждено было существовать долго и широкого применения он в Беларуси не получил.