§ 25. Белорусские литература и театр в 1860-х гг. — начале ХХ в.

1. Как вы считаете, почему главным героем произведений Ф. Богушевича и Я. Коласа являлся крестьянин?

Главный герой произведений Ф. Богушевича и Я. Коласа —белорусский крестьянин. На мой взгляд, причиной этому послужили события, произошедшие в 1860-х гг. В 1861 г. было отменено крепостное право, но, как бы это хорошо ни звучало, крестьянин опять остался наедине со своими проблемами. Ф. Богушевич и Я. Колас в своих произведениях стремились отразить тяжелую долю простого человека, крестьянина, всю ту несправедливость и бесчеловечность в отношении к нему: его обделили при отмене крепостного права, обирает казна, притесняют суд и царские чиновники, но он не пал духом, сохранил свое человеческое достоинство.

2. Почему представители белорусской литературы такое большое внимание уделяли вопросу сохранения родного языка?

Представители белорусской литературы уделяли такое большое внимание вопросу сохранения родного языка, т.к. они понимали, что с исчезновением языка исчезнет и народ как этнос. Например, Богушевич смотрел на белорусский язык как на язык, «нам от Бога данный», «для нас святой», считал его основой существования нации. Обучение на родном языке пропагандировала Тётка. Кроме того, представители белорусской литературы стремились вывести белорусскую литературу на европейский уровень, доказать, что белорусский язык – это не просто «мужыцкая мова», а язык, который наравне с другими, имеет право использоваться и в культуре, и в науке.

3. Объясните, какой смысл имели литературные псевдонимы И. Неслуховского, И. Луцевича, К. Мицкевича, А. Пашкевич.

Во второй половине XIX века поэты и писатели были вынуждены использовать литературные псевдонимы, что было вызвано событиями, происходившими в данный период,а именно Крестьянской реформой 1861 г. и Польским восстанием 1863-1864 гг. Представители белорусской литературы считали своим долгом отразить истинное положение крестьянства в то время. Произведения были написаны живым народным языком, в них ставились наболевшие вопросы повседневной жизни народа или общественной морали, пропагандировалась тема возрождения белорусского языка, а также звучали призывы к борьбе за свободу и лучшую долю. Многие произведения выходили нелегально, и поэты и писатели не могли подписывать произведения своими настоящими именами, т.к. подобная деятельность преследовалась властями и строго наказывалась.

4. Определите те литературные произведения и театральные постановки, которые способствовали пробуждению национального самосознания белорусов.

Пробуждению национального самосознания белорусов способствовали такие литературные произведения, как стихи, вошедшие в сборники Ф. Богушевича «Дудка белорусская» и «Смык белорусский», стихотворение «Родной сторонке» Я. Лучины, стихи, вошедшие в сборники Тётки «Крещение свободой» и «Скрипка белорусская», поэмы Я. Купалы «Курган», «Бондаровна», поэмы Я. Коласа «Новая земля» и «Сымон-музыкант», стихотворение-гимн «Погоня» М. Богдановича и др. Среди наиболее известных театральных постановок следует выделить пьесы Я. Купалы «Павлинка» и «Разоренное гнездо» и комедию К. Каганца «Модный шляхтич». В этих литературных произведениях и театральных постановках отражались наболевшие вопросы повседневной жизни народа или общественной морали, отношение высших сословий и власти к крестьянству, призывы к возрождению родного языка и пробуждению у читателей чувства достоинства и осознания принадлежности себя к отдельной нации, имеющей право на существование.

5. Продолжите заполнение в тетради таблицы «Достижения в развитии науки и культуры Беларуси во второй половине XIX —начале ХХ в.».

Фамилия деятеля культуры

Вклад в развитие культуры

Франтишек Богушевич

Автор двух поэтических сборников: «Дудка белорусская» и «Смык белорусский», вышедших под псевдонимами Матей Бурачок и Сымон Ревка из-под Борисова. Главный герой произведений поэта —белорусский крестьянин. Призывал любить и уважать родной язык.

Янка Лучина (Иван Неслуховский)

Стихи вошли в сборник «Вязанка», изданный после смерти поэта. Наиболее известное его произведение —стихотворение «Родной сторонке». В нем автор выразил надежду на лучшее будущее своей Родины.

Тётка (Алоиза Пашкевич)

Участвовала в основании БСГ. Автор сборников «Крещение свободой», «Скрипка белорусская». Пропагандировала обучение на родном языке. Для детей издала учебник-хрестоматию «Первое чтение для детей-белорусов».

 

Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич)

Автор поэтических книг «Жалейка» и «Гусляр», сборника стихов «Дорогой жизни». Расширил жанровые возможности белорусской литературы. Пьесы «Павлинка» и «Разоренное гнездо» стали выдающимся явлением белорусской театральной жизни в начале ХХ в.

 

Якуб Колас (Константин Михайлович Мицкевич)

Автор сборника стихов «Песни печали», поэм «Новая земля» и «Сымон-музыкант». Расширил жанровые возможности белорусской литературы, обогатил национальную поэзию философской и пейзажной лирикой, заложил основы белорусского романа и белорусской детской литературы.

Максим Богданович

Значительно обогатил белорусскую поэзию и вывел ее на европейский уровень. Автор сборника «Венок».

Игнат Буйницкий

Создатель в 1907 г. самодеятельного художественного коллектива, «отец белорусского театра». Название коллектива - «Первая белорусская труппа Игната Буйницкого». Впервые со сцены звучал белорусский язык. Театр гастролировал по городам Беларуси, в Вильно, Варшаве, Петербурге и везде пользовался большим успехом.

6. Проведите воображаемое интервью с одним из представителей белорусской литературы. Воспользуйтесь методической рекомендацией на с. 154—155 учебного пособия.

Задание для самостоятельное выполнения.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_8, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!