§ 24. Образование и наука в 1860-х гг. — начале ХХ в.
1. Перечислите мероприятия царского правительства в области образования после подавления восстания 1863—1864 гг. и объясните их характер.
Изменения в области образования начались в 1864 году. Школа объявлялась всесословной, вводилась преемственность между различными уровнями обучения. До конца XIX в. в Беларуси действовали «Временные правила для народных школ», согласно которым в каждой губернии создавались дирекции народных училищ. Чиновники этих дирекций осуществляли надзор за работой школ, принимали на работу и увольняли учителей. Это означало, что общество не допускалось к руководству народным образованием. В белорусских деревнях стали открываться церковноприходские школы, принадлежащие Русской православной церкви. Церковь считала главной задачей воспитание верности православию и царю, а не приобретение знаний. Открывались учительские семинарии, в которых получали образование крестьянские юноши и становились учителями начальной школы. Во второй половине XIX в. начали функционировать мужские и женские гимназии, обучение в которых было рассчитано на 7 лет. В гимназиях разрешали литературные беседы и спектакли, при гимназиях открыли воскресные школы. В 1887 г. был принят так называемый указ «о кухаркиных детях». В соответствии с распоряжением министра просвещения ограничивались возможности обучения в гимназии детей кухарок, прачек, мелких торговцев и других низших сословий. В 1864 г. за участие студентов в восстании был закрыт Горы-Горецкий земледельческий институт. После этого в Беларуси не осталось высших учебных заведений. В начале ХХ в. открылись учительские институты в Витебске, Могилеве и Минске. Однако они не являлись высшими учебными заведениями.
2. Составьте схему, отражающую структуру системы образования в Беларуси во второй половине XIX — начале XX в.
Система образования в Беларуси во второй половине XIX — начале XX в.
Начальное образование: | Народные училища |
Городские училища | |
Церковноприходские школы | |
Школы грамоты |
|
|
|
|
||
|
||
|
|
|
3. Почему в Беларуси в отличие от центральных губерний России не было земских школ?
В отличие от центральных губерний России, в Беларуси не было земских школ. До конца XIX в. здесь действовали «Временные правила для народных школ», разработанные в 1863 г. при виленском генерал-губернаторе М. Н. Муравьеве. Согласно им в каждой губернии создавались дирекции народных училищ. Такое отличие было обусловлено проходившим здесь восстанием в 1863—1864 гг.
4. Сравните церковноприходские школы и народные училища, классические и реальные гимназии. План сравнения составьте самостоятельно. Оформите сравнение в виде таблицы. Используйте методическую рекомендацию на с. 153 учебного пособия.
Тип учебного заведения |
Даваемое образование |
Учащиеся |
Специализация |
Дополнительная информация |
Церковноприходские школы |
начальное |
Преимущественно крестьянские дети, а также принадлежащие к другим сословиям: духовенства, дворян, мещан, купцов и отставных низших воинских чинов |
Детей учили Закону Божию, молитвам, основам письма и счета, краткой церковной и российской истории |
Принадлежали Русской православной церкви. Церковь считала главной задачей воспитание верности православию и царю, а не приобретение знаний |
Народные училища |
начальное |
Обучение Закону Божию, русскому языку, основам арифметики, церковному пению, ремеслам (для мальчиков) и рукоделию (для девочек) |
Относились к Министерству народного просвещения. Наиболее прогрессивный тип школ |
|
Классические гимназии |
среднее |
дети дворянства, чиновников, духовенства, городской буржуазии и зажиточных крестьян (только юноши) |
Специализировались на гуманитарных науках |
Выпускники имели право без экзаменов поступать в университеты |
Реальные гимназии |
среднее |
Специализировались на естественных и технических науках |
Выпускники имели право без экзаменов поступать в технические институты |
Вывод: После восстания 1863-1864 гг. в Беларуси проводилась школьная реформа, в результате которой школа объявлялась всесословной, вводилась преемственность между различными уровнями обучения. Начальное образование можно было получить в народных и городских училищах, церковноприходских школах и школах грамоты. Большая роль в образовании отдавалось церкви. На первый план выходили не знания, а преданность Богу и царю. Тем не менее, начальные школы, находившиеся в ведении православной церкви, стали самым распространенным типом начальных заведений. Однако, если начальное образование теперь было доступно для всех слоев населения, то среднее образование могли получить только дети более высоких сословий. Учеба в классических и реальных гимназиях давала возможность в дальнейшем получения высшего образования, но уже за пределами Беларуси.
5. Объясните, почему учебники для школ Северо-Западного края характеризовались западнорусским толкованием истории.
Учебники, которые готовились для школ Северо-Западного края, характеризовались западнорусским толкованием истории, что можно объяснить стремлением царского правительства в период после подавления восстания 1863-1864 гг. доказать, что Беларусь всегда была исконной частью России, а белорусы представляли собой западную ветвь «русского племени», с целью минимизировать польское влияние в этом регионе.
6. Определите те положения в научных исследованиях М. Довнар-Запольского и В. Ластовского, которые свидетельствовали о вызревании мысли о существовании самостоятельного белорусского этноса.
М. Довнар-Запольский и В. Ластовский придерживались концепции, основывающейся на идее о формировании белорусского этноса в результате этнической консолидации населявших будущую этническую территорию белорусов племен. Довнар-Запольский во второй половине 1880-х гг. выступил с идеей о самобытности белорусского этноса и его праве на самостоятельное политическое будущее. В одном из своих трудов он отмечал, что белорусский народ, несмотря на лишение политической жизни, не потерял своего языка, этнографических особенностей и готов снова выдвинуться «на арену, если не политическую, то, по крайней мере, социальной и умственной жизни». Новым в «Краткой истории Беларуси» В. Ластовского, изданной в 1910 г. в Вильно, было стремление показать белорусский народ как творца своей судьбы. И М. Довнар-Запольский, и В. Ластовский внесли большой вклад в пробуждение белорусского национального самосознания, признание существования самостоятельного белорусского этноса.
7. Начните заполнение в тетради таблицы «Достижения в развитии науки и культуры Беларуси во второй половине XIX — начале ХХ в.».
Фамилия деятеля культуры |
Вклад в развитие культуры |
Иван Носович |
Один из первых крупных исследователей Беларуси, языковед и этнограф. Выпустил в 1870 г. «Словарь белорусского наречия», в котором содержится более 30 тыс. слов, отражающих все богатство белорусского языка XIX в., каждое из них обстоятельно объясняется. Словарь не утратил своей ценности и сейчас, так как в нем зафиксированы слова, которые уже исчезли. |
Евдоким Романов |
Известный белорусский ученый-краевед. Выпустил многотомный «Белорусский сборник» (1886—1912), собрал сведения о большом количестве городищ и курганов в Беларуси, работал над созданием археологических карт Могилевской, Витебской и Гродненской губерний, выявил многочисленные стоянки первобытных людей, открыл Борисов камень — памятник ХІІ в. |
Евфимий Карский |
Основатель белорусского научного языкознания и литературоведения. Выпустил трехтомное издание «Белорусы» (1903—1922), показал самостоятельность белорусского языка в семье других славянских языков, определил территориальные границы его распространения и составил соответствующую карту, научно обосновал национальную самобытность белорусов как самостоятельного славянского народа. |
Митрофан Довнар-Запольский |
Историк. Выступил с идеей о самобытности белорусского этноса и его праве на самостоятельное политическое будущее. |
Вацлав Ластовский |
Первый белорусский историк, писавший о Беларуси и для белорусов на белорусском языке; автор «Краткой истории Беларуси», изданной в 1910 г. Стремился показать белорусский народ как творца своей судьбы, был убежден в том, что осознание белорусами себя как самостоятельной нации невозможно без знания прошлого. Автор «кривичской» концепции формирования белорусского этноса. |