§ 11. Обобщение к разделу I

1. Выскажите свое собственное отношение, в том числе эмоциональное, к обозначенным на «ленте времени» историческим событиям и объясните его.

  1. Начиная с 1794 г. в Беларуси происходил ряд событий, значительно повлиявших на ход исторических событий в дальнейшем. Вплоть до середины ХIX в. простое население находилось в ужасном положении, порой, невыносимом. С введением черты еврейской оседлости евреи были существенно ограничены в своих правах, имели право заниматься только торговлей и ремеслами и селились в городах и местечках. Я нахожу подобные ограничения несправедливыми, т.к. принадлежность к той или иной национальности или вероисповеданию не должна влиять на уровень свободы человека.
  2. События 1812 г. в Беларуси, с одной стороны, были излишне романтизированы, с другой, принесли массу негативных последствий для местного населения. Мне очень жаль простых людей, живущих в то время. Они будто находились между двух огней. Присягая той или другой стороне, все равно останешься проигравшим. Власти обеих сторон преследовали исключительно свои «высокие» цели, на нужды народа по факту не обращая никакого внимания. Тем не менее, события 1812 г. значительно повлияли на развитие общественной мысли.
  3. В 1817 г. было создано Общество филоматов, а в 1820 г. – Общество филаретов. Считаю это ключевым положительным моментом в развитии искусства и науки в Беларуси. Деятели искусства нашли в себе смелость в те времена отображать в своих произведениях истинное положение народа, призывали к равенству и свободе. В это же время. В
  4. 1820 г. в Беларуси стали появляться первые фабрики, что значительно увеличило эффективность труда. За меньший период времени можно было произвести большее количество продукции. Негативным моментом является то, что на этих фабриках преимущественно работали крепостные крестьяне, которым, по сути, не было никакой личной выгоды от такого труда.
  5. Восстание в 1830-1831 гг. в Польше, Литве и Беларуси апреоре не могло иметь успеха, на мой взгляд. Шляхта выступала против российского самодержавия, призывала к к борьбе «за Польшу, отчизну нашу», но вопрос о государственности Беларуси и Литвы повстанцами не ставился. К тому же, интересы народа не учитывались, в связи с чем сторонников из крестьян у данного движения было немного. Вскоре, в 1831 г. восстание было подавлено.
  6. В 1839 г. происходило упразднение униатской церкви, что было вызвано стремлением российского правительства минимизировать влияние католической церкви в западных губерниях и распространением православия. Простой народ снова и снова оказывается в условиях, когда все решения принимают за него. Если вначале человек мог отказаться от перехода в православие, то потом его уже просто поставили перед фактом. Очередная несправедливость и подавление воли.
  7. В 1840-1850-х гг. произошло реформирование государственной и помещичьей деревни. В целом, реформа Киселева положительно повлияло на правовое и материальное положение крестьян. Однако, если в государственной деревне произошли более существенные перемены, то в помещичьей особо ничего не поменялось. Мое мнение таково, что правительство провело недостаточно мероприятий по ограничению феодально-крепостнических отношений. Одни ограничения заменялись другими. Крепостное право в то время так и оставалось тяжким бременем крестьян.

2. Найдите и объясните ключевое слово:

  1. в выдержке из доклада виленского генерал-губернатора Ф. Я. Мирковича российскому императору Николаю I: «…две весьма важные меры, своевременно приведенные в исполнение, значительно содействовали сохранению в последнее время полного спокойствия в крае созданием твердой преграды злоумышленным намерениям подстрекать крестьян против существующей власти. Меры эти таковы: перевод государственных крестьян на поземельное оброчное положение и введение правильных инвентарей в помещичьих имениях. Первая уничтожила всю тяжесть, которой были истощены крестьяне из-за корысти арендаторов; вторая положила предел произволу помещиков, определив основные правила взаимных обязательств…»;
  2. в высказывании А. Мицкевича: «На белорусском языке, называемом русинским, или литовско-русинским… говорит около десяти миллионов человек; это самый богатый и самый чистый говор, он возник давно и прекрасно разработан. В период независимости Литвы великие князья пользовались им для своей дипломатической переписки».

3. Сравните с помощью методической рекомендации на с. 153 учебного пособия:

  • отношение различных слоев населения белорусских губерний к воюющим сторонам в период боевых действий Отечественной войны 1812 г.:

Признак для сравнения

Шляхта и магнаты

Крестьяне

Отношение к российской армии

В целом, негативное, но часть поддерживала российского императора и не хотела поддерживать армию Наполеона.

Многие имели негативное отношение из-за бремени крепостного права. Периодически в сложных для них условиях во время войны крестьяне отказывались от выполнения своих феодальных повинностей.

Отношение к наполеоновской армии

Многие были положительно настроены и торжественно приветствовали наполеоновские войска. Они питали надежды возрождения былой Речи Посполитой.

Часть белорусских крестьян надеялась, что Наполеон отменит крепостное право. Решение Наполеона сохранить крепостное право до конца войны вызвало массовое недовольство со стороны крестьян. Создавались отряды народной самообороны.

Вывод: В период боевых действий Отечественной войны 1812 г. отношение различных слоев населения белорусских губерний к воюющим сторонам сильно отличалось в силу  ожидаемых ими личных выгод в случае победы той или иной стороны. В начале войны многие, кто был настроен положительно к наполеоновской армии, в ходе войны стали менять свое мнение и переходили на сторону российской власти либо занимали нейтральную позицию.  Крестьяне находились в сложном положении: с одной стороны, они были против царского правительства из-за крепостного права, с другой стороны, с приходом Наполеона ничего не изменилось в лучшую сторону, материально становилось только хуже. В связи с чем, стали создаваться отряды самообороны. Многие представители высших сословий, до самого поражения Наполеона, продолжали помогать его армии и всячески ей содействовали. 

  • политику царского правительства в белорусских губерниях до и после восстания 1830—1831 гг.:

Политика царского правительства

до восстания

после восстания

В качестве законодательства на белорусских землях продолжал действовать Статут Великого Княжества Литовского 1588 г. Местные жители имели возможность занимать административные должности.

Шляхте давались права российского дворянства. За ней были сохранены имения.

Значительная часть белорусского крестьянства была собственностью российских помещиков и чиновников. В белорусских губерниях была введена рекрутская повинность.

В Беларуси было отменено магдебургское право. На города и местечки, ставшие центрами уездов, распространялась система российского городского управления. Жители прочих местечек приравнивались к крестьянам и даже раздавались частным

владельцам.

Российское правительство стало на путь усиления своих позиций на белорусских землях и взяло курс на слияние западных губерний с Россией. Было отменено действие Статута Великого Княжества Литовского и введено в 1831 г. российское законодательство в Витебской и Могилевской губерниях, а в 1840 г. —  также в Минской, Гродненской и Виленской.

 Для предотвращения возможных шляхетских выступлений был принят указ «О разборе шляхты в западных губерниях и об устройстве сего рода людей». Значительную часть бывшей шляхты сдали в рекруты, а также переселили в пограничные районы Российской империи. Происходила конфискация имений.

На всей территории Беларуси вводился русский язык.

Правительство пошло на сокращение численности католического духовенства и уменьшение его имущества.

Вывод: Политика царского правительства после восстания 1830-1831 гг. стала еще более жесткой по сравнению с ее политикой до этого восстания. Опасаясь повторения выступлений, правительство взяло курс на ослабление польского влияния в белорусских губерниях. Этот курс реализовывался через «разбор» шляхты, введение и распространение на всю территорию Беларуси российского законодательства. Шляхта, которая еще в конце XVIII в. благодаря своим «золотым вольностям» была определяющей политической и экономической силой в крае, постепенно утрачивала свое привилегированное положение. Одним из важнейших направлений правительственной политики также стала борьба против влияния католической церкви, поддержавшей повстанцев. Положение крестьян и мещан еще больше ухудшилось.

  • конфессиональное положение в белорусских губерниях в конце XVIII в. и середине XIX в.:

Период

Признак для сравнения

Униатская церковь

Католическая церковь

Православная церковь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конец XVIII в.

Представители населения

Во второй половине XVIII в. до трех четвертей сельского и городского населения

Беларуси были униатами.

Местное ополяченное дворянство (шляхта)

Часть белорусских крестьян принадлежала к православию. Также были православными помещики, получившие земли в Беларуси после включения ее в состав Российской империи.

Занимаемая позиция

Самая крупная по количеству верующих в Беларуси. Католики называли униатскую церковь «мужицкой».

В первые десятилетия существования в пределах Российской империи католичество постепенно утрачивало статус привилегированного вероисповедания.

Основное вероисповедание в России и пользовалось поддержкой правительства. В Беларуси было распространено только в восточных районах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина XIX в.

Представители населения

Полтора миллиона униатов в Беларуси стали считаться православными. Многие из них продолжали придерживаться своих прежних традиций.

Местное ополяченное дворянство (шляхта)

После принятия решения о присоединении униатской церкви к Русской православной численность православных увеличилось на полтора миллиона белорусских верующих.

Занимаемая позиция

В 1839 г. Полоцкий церковный собор принял решение о присоединении униатской

церкви к Русской православной. Униатская церковь была упразднена.

После восстания 1830-1831 гг. правительство вело борьбу против влияния католической церкви, поддержавшей повстанцев. К середине 1840-х гг. у католического духовенства была изъята основная масса

церковных земельных владений.

Православная церковь заняла главенствующую позицию. Развернулось строительство православных храмов на всей территории Беларуси.

Вывод: С образованием Российской империи Беларусь постепенно стала уходить от своего главенствующего вероисповедания – униатства. Католический костел, который всегда был могущественным благодаря материальному обеспечению и образованности духовенства, начал стремительно терять свой былой статус. Царское правительство стремилось укрепить свои позиции и ослабить польское влияние путем распространения православия. Особенно это проявилось после восстания 1830-1831 гг. Униатская церковь была присоединена к Русской православной, происходила ликвидация католической церкви, что ставила ее в бо́льшую зависимость от государства.

  • положение крестьянства до и после реформы П. Д. Киселева в государственной деревне и инвентарной реформы:

Признак для сравнения

Положение крепостных (помещичьих) крестьян

Положение государственных (казенных) крестьян

До реформы

Самая многочисленная и наиболее бесправная часть белорусского крестьянства. Они сами, их труд и имущество

принадлежали владельцам. Крепостные крестьяне были обязаны выполнять в пользу помещика различные повинности, закрепленные в инвентарях. Одна из главных повинностей – барщина.

Находились в полном распоряжении арендаторов и администраторов, назначенных властью.

 Одна из главных повинностей – барщина.

После реформы

Была проведена  инвентарная реформа, суть которой сводилась к регулированию

размеров наделов и повинностей, закрепляемых в инвентарях. Инвентари вводились во всех

помещичьих имениях Западной и Центральной Беларуси и в части имений Восточной Беларуси. Официально ограничивалась власть помещиков и крепостным крестьянам давалась хоть какая-то возможность отстаивать свои интересы.

Было произведено описание государственных владений, уменьшались повинности государственных крестьян и увеличивались их земельные наделы. Крестьяне казенных имений переводились с барщины на чинш (денежный оброк). Прекращалась сдача казенных имений в аренду. Признавалась

«гражданская свобода» государственных крестьян. В государственной деревне создавались сельские сообщества —  общины —  с выборным правлением, которым доверялось самостоятельное решение хозяйственных, административных и судебных дел.

Вывод: Реформа П. Д. Киселева улучшила положение государственных крестьян и создала для них лучшие условия для развития хозяйственной инициативы. Государственные крестьяне наделялись большими правами, чем крепостные. У крепостных социально-экономическое положение существенно не изменилось. Несмотря на то, что они получили право хоть как-то отстаивать свои интересы, их вопрос оставался открытым.

  • промышленный переворот в странах Западной Европы и на территории Беларуси:

Признак для сравнения

Промышленный переворот

в странах Западной Европы

на территории Беларуси

Предпосылки возникновения и общие черты

В процессе упадка прединдустриальной цивилизации и переходного периода к новой резко увеличились темпы прироста населения и сократились возможности удовлетворять потребности растущего количества жителей на узкой базе мануфактурного производства. В связи с эти происходил переход от мануфактурного производства к фабрично-заводскому (машинному). Происходило резкое повышение производительности труда, быстрая урбанизация, быстрый экономический рост и увеличение жизненного уровня населения.

Основные отличия и особенности

Начался во второй половине XVIII в. в Великобритании. К середине XVIII в. Англия стала ведущей капиталистической страной. Первоначально была затронута легкая промышленность, в середине и второй половине XIX в. – тяжелая промышленность и, прежде всего, машиностроение.

Огромное значение имело появление железных дорог. Первый паровоз был построен в 1804 г. Быстрое строительство железных дорог началось с 1830 г. В 1858 г. была установлена трансатлантическая телеграфная связь. Было налажено производство некоторых наиболее востребованных на рынке химикатов, чем было положено начало развитию химической промышленности. В городах появилось уличное освещение.

Начался с задержкой. Первые в Беларуси фабрики были построены в 1820-е гг. в местечках Хомск Кобринского и Коссово Слонимского уездов. На Хомской фабрике в 1823 г. трудилось более 400 работников из числа крепостных крестьян. На предприятиях Пусловского впервые в Беларуси были использованы паровые двигатели.

Наибольшее число предприятий Беларуси занимались переработкой сельскохозяйственной продукции:

винокуренные (по производству водки из картофеля и зерна), суконные, полотняные, мукомольные и сахарные (по переработке сахарной

свеклы).

Началось строительство почтовых дорог, а с 1830-х гг. —  и шоссейных (с дорожным полотном, обочинами и кюветами). С востока на запад пролегало магистральное шоссе

Москва —  Брест —  Варшава, с севера на юг —  Петербургско-Киевская дорога.

Вывод: Промышленный переворот начался в странах Западной Европы значительно раньше, чем в Беларуси, и происходил более быстрыми темпами. В условиях образования нового государства, Российской империи, вспыхивающих восстаний, а также феодального землевладения белорусская промышленность развивалась с временными задержками. Первые фабрики принадлежали помещикам. Передовые технологии использовались в то время в текстильной и сахарной промышленности.  Произошел существенный подъем сельского хозяйства. Начиная с 1820-30 гг. промышленная революция в Беларуси стала медленно набирать обороты и наиболее ярко себя проявила к концу XIX в.

4. Приведите исторические факты, отражающие:

политику российских властей в отношении различных слоев населения Беларуси после ее присоединения к Российской империи:

После того, как Беларусь вошла в состав Российской империи, произошли значительные перемены в жизни всех слоев населения. Российское правительство относилось снисходительно к представителям шляхты и стремилось удовлетворить их интересы. Шляхта имела право занимать различные административные должности, получала все права российского дворянства, сохраняла имущественные права. Проводилась политика насаждения русского землевладения. Значительная часть крестьян стала собственностью помещиков и чиновников. Царское правительство было заинтересовано в белорусских крестьянах как в дополнительном источнике дохода. В Беларуси вместо прежней подати с каждого двора стали брать подать с каждой души мужского пола. Была введена отработочная система взаимоотноше крестьян и помещиков, а также рекрутская повинность. После отмены магдебургского права на города и местечки, ставшие центрами уездов, распространялась система российского городского управления. Жители прочих местечек приравнивались к крестьянам и даже раздавались частным владельцам. Что касается еврейского населения, то в 1794 г. была определена черта еврейской оседлости. На этой территории разрешалось постоянно проживать тем лицам, которые признавали свою принадлежность к еврейской национальности и сохраняли иудейское вероисповедание. Татарское население, являвшееся малочисленным в Беларуси, сохраняло свой статус.

  • конфессиональную политику царского правительства в отношении верующих Беларуси в первой половине XIX в.:

Российские власти присоединение Беларуси рассматривали как воссоединение единого православного восточнославянского этноса. В связи с чем, принимались меры по склонению униатского и католического населения к Русской православной церкви, что также способствовало усилению российского влияния в западных губерниях и ослаблению польского. В первые десятилетия существования в пределах Российской империи католичество постепенно утрачивало статус привилегированного вероисповедания. После восстания 1830-1831 гг. правительство пошло на сокращение численности католического духовенства и уменьшение его имущества. Власти пытались склонять на свою сторону представителей высшего униатского духовенства, стремились постепенно перевести белорусских униатов, составлявших в то время до трех четвертей сельского и городского населения, в православие. Но в связи с тем, что далеко не все соглашались менять свое вероисповедание, в 1839 г. было принято решение о присоединении униатской церкви к Русской православной. В результате православного населения Российской империи стало на 1,5 млн больше.

  • различные течения общественного движения в Беларуси в первой половине XIX в.:

После войны 1812 г. в Беларуси активизировалось общественное движение. В 1817 г. было создано Общество филоматов, которые стремились ко всенародному просвещению и общественно полезной деятельности. В 1820 г. образовалось Общество филаретов, пропагандировавшее идеи равенства и свободы, вплоть до ликвидации крепостного права и наделения народов правом независимого существования. Также в это время было положено начало декабристскому движению. Дворянские революционеры-декабристы стремились к свержению самодержавия и восстановлению Речи Посполитой в границах 1772 г. Однако после подавления восстаний революционеры были сосланы в Сибирь на каторжные работы. После восстания 1830-1831 гг. общественное движение приобретало все более антикрепостнический характер. В 1836 г. в Вильно было образовано «Демократическое общество», которое пропагандировало идеи дружбы народов в борьбе против самодержавия и выступало за освобождение крестьян и наделение их землей. Спустя три года активных участников общества были арестованы и сосланы солдатами в действующую армию на Кавказ. Учитывая буржуазные революции 1848—1849 гг. во Франции, российское правительство направило свой армейский корпус в западные губернии в целях предотвращения возможных восстаний. Поэтому в Беларуси в тот период массовых выступлений не произошло.

  • особенности развития промышленности Беларуси в первой половине XIX в.:

В тот период в Беларуси существовали такие типы предприятий, как ремесленные мастерские, мануфактуры и фабрики. Промышленный переворот начался в Беларуси с опозданием, в то время как в странах Западной Европы этот процесс начался во второй половине XVIII в. Производство постепенно переходило от мануфактурного к фабричному. Почти все фабрики принадлежали помещикам, и на них существовало разделение труда. Первые белорусские фабрики были построены в 1820-е гг. в местечках Хомск Кобринского и Коссово Слонимского уездов. На предприятиях стали использовать паровые двигатели. Наибольшее число предприятий Беларуси занимались переработкой сельскохозяйственной продукции: винокуренные (по производству водки из картофеля и зерна), суконные, полотняные, мукомольные и сахарные (по переработке сахарной свеклы). Благодаря передовым технологиям, наибольших успехов удалось достичь в текстильной и сахарной промышленности. Произошел существенный подъем сельского хозяйства. Промышленный переворот способствовал и улучшению путей сообщения. Было развернуто строительство почтовых дорог, а с 1830-х гг. — и шоссейных. С востока на запад пролегало магистральное шоссе Москва — Брест — Варшава, с севера на юг — Петербургско-Киевская дорога. Проводилась реконструкция водных каналов, строились новые, в Беларуси это Огинский и Августовский каналы. По белорусским рекам начали ходить первые пароходы. Набирая медленно обороты с 1820 г., промышленный переворот в Беларуси наиболее ярко себя проявил к концу XIX в.

 

  • политику царского правительства по решению аграрного вопроса в 1840—1850-х гг.:

Политика царского правительства носила неравный характер в решении аграрного вопроса в 1840-1850-х гг. В связи с массовыми выступлениями крестьян было принято решение о проведении аграрной реформы, которая в итоге улучшила социальное и материальное положение только государственных крестьян, составлявших 1/5 часть белорусского крестьянства. Государственные крестьяне были переведены с барщины на чинш, была создана община. Признавалась «гражданская свобода» казенных крестьян, что выгодно отличало их от бесправных крепостных. Считая феодалов своей опорой, в отношении помещичьих крестьян власти применили незначительные ограничения феодально-крепостнических отношений: произведено частичное нормирование повинностей, причем собственность помещиков на землю сохранялась. Крепостные крестьяне по-прежнему были вынуждены работать на помещика за пользование землей. Их тяжелое материальное положение и правовой статус не изменились. Аграрный вопрос не был решен.

5. Объясните причинно-следственные связи между следующими историческими событиями с помощью методической рекомендации на с. 153—154 учебного пособия:

  • восстание 1830—1831 гг. → усиление «разбора» шляхты:

Восстание 1830-1831 гг. привело к принятию правительством решения усилить «разбор» шляхты, т.к. российские власти опасались дальнейших возможных шляхетских выступлений.

  • включение Беларуси в общероссийский рынок → улучшение путей сообщения и развитие торговли:

С включением Беларуси в общероссийский рынок стала активно развиваться торговля, проводились мероприятия по улучшению путей сообщения, что было обусловлено территориальным положением: через Беларусь провозились грузы из Западной Европы в города России, а оттуда —  на западноевропейские рынки.

  • сохранение крепостного права → рост недовольства крестьянства:

Реформа Киселева сохранила крепостное право, что привело к росту недовольства крестьянства в связи с тем, что помещичьи крестьяне, как и прежде, были обязаны исполнять повинности, работать на помещика за пользование землей и оставались его собственностью. 

  • присоединение униатов к Русской православной церкви → укрепление позиций российского правительства:

После присоединения униатов к Русской православной церкви, православие, пользовавшееся официальной поддержкой Российской империи, прочно закрепило свое положение в западных губерниях, что, в свою очередь способствовало снижению польского влияния и укреплению позиций российского правительства.

6. Докажите с помощью методической рекомендации на с. 153 учебного пособия, что:

  • участников обществ филоматов и филаретов беспокоила судьба Отечества:

Участники общества филоматов и филаретов занимались не только распространением всенародного просвещения и вели общественно полезную деятельность, но и пропагандировали идеи равенства и свободы, вплоть до ликвидации крепостного права и наделения народов правом независимого существования. Следовательно, мы можем утверждать, что они были не безразличны к судьбе своего края и его народа.

  • реформа П. Д. Киселева и инвентарная реформа не решили аграрный вопрос:

Реформа Киселева внесла некоторые положительные изменения в социально-экономическую жизнь государственных крестьян, однако помещичьи крестьяне оставались в прежнем статусе. Они, как и прежде, были обязаны выполнять повинности, работать на помещика за пользование землей. Из этого следует, что аграрный вопрос так и не был решен.

  • в первой половине XIX в. началось изучение исторической, культурной, языковой самобытности белорусского этноса:

В первой половине XIX в. происходило становление белорусоведения. В это время была развернута исследовательская и просветительская работа по изучению белорусского народа, его истории, культуры, языка. До наших дней сохранились труды таких исторических исследователей и деятелей культуры того времени, как Павла Шпилевского, Яна Чечота, графов Константина и Евстафия Тышкевичей, которые внесли большой вклад в развитие научных знаний о Беларуси белорусском народе. Все это является доказательством того, что первая половина XIX в. стала началом изучения исторической, культурной и языковой самобытности белорусского этноса.

7. Решите исторические задачи:

объясните поведение крестьян, описанное в стихотворении Яна Барщевского:

…Калісь французская сіла

З-за Нёмана наступіла;

Стала і нас карціць,

Як бы то Польшчу звараціць.

А мы сядзім ціха,

Пакуль прынесла ліха.

Яны ў наш двор,

Ну-тка і мы дзяліць здор.

А так мяса наварылі,

Што б мы іх угаварылі

Свірны ў дварах паразбіваць,

Паноў у лес паразганяць…

В данном стихотворении идет речь о событиях 1812 г. С приходом армии Наполеона крестьяне находились в очень тяжелом положении: они были обязаны обеспечивать армии обеих сторон, а также над ними висело бремя крепостного права. У Наполеона не было цели отменять крепостное право. В таких условиях крестьяне стали отказываться от выполнения своих феодальных повинностей. Во время войны 1812 г. в силу их сложного положения стали организовывать отряды самообороны. Они начали нападать на местных помещиков, противодействовать заготовительным командам с целью защиты своего имущества. Вооруженные крестьяне нападали также и на солдат наполеоновской армии.

  • определите, какая личная позиция высказывается в строках стихотворения Владислава Сырокомли «Освобождение крестьян»:

Я знаю, что крепко люблю свою братью,

Что прадед мой старый литвином был истым,

Что шляхтич я родом с гербовой печатью…

Гордиться мне было в то время грешно ли,

Что шляхтич я родом с гербовой печатью?..

И вправе гордиться литовскою кровью

Как шляхтич природный с гербовой печатью.

Перевод Д. Минаева

Автор критически был настроен в отношении политики российского правительства и питал надежды на успех шляхетского восстания, которое могло свергнуть самодержавие, искоренить несправедливость в отношении народа, его культуры и этноса, отменить крепостное право, а также вернуть былое государство в рамках Речи Посполитой.

  • определите, какие личные чувства выражены в письме уроженца Могилевской губернии историка Адама Киркора:

«Разве Литва для того, чтобы быть с Польшей, должна перестать быть Литвой? Нет! Я литвин — и никогда это чувство во мне не будет уничтожено. Я люблю свою Родину со всем юношеским энтузиазмом, со всей мужской самоотверженностью»

Адам Киркор всю свою жизнь посвятил исследованию культурных и национальных особенностей Литвы и Беларуси, их истории, языка и мифологии. Киркор отмечал, что литовцы и белорусы «сидят на землях собственных, унаследованных спокон века», и не представлял, что когда-нибудь его край, Литовское Полесье, будет присоединен к польскому государству. Историк в своих трудах пылко рассказывает читателю, насколько его родной край самобытен, насколько богатая у него история и культура.

  • определите, от чьего имени и о каком явлении упоминается в одной из народных песен, записанных Яном Чечотом:

Да ў нашага пана,

Ды нядобрая слава:

Па месяцу жыта жалі,

Па зорам копы клалі.

Цёмна ў полі, цёмна,

Бадай таму цямней было,

Хто дахаты не пушчае

Да на полі нас трымае.

Да мы позна з поля йдзём,

Да прыганятага клянём.

В данной народной песне от имени крестьян идет речь о крепостной зависимости их от помещика, о непосильном крестьянском труде. Являясь его собственностью, крепостные крестьяне не имели никаких прав. Произвол помещиков практически ничем не ограничивался, так как крестьянам запрещалось даже жаловаться на них. Крестьяне были обязаны выполнять барщину — одну из главных повинностей. В середине XIX в. барщина составляла 12 дней в неделю с волоки (по 6 дней мужской и женской работы).

  • дайте ответ на вопрос, заданный писателем и общественным деятелем с Брестчины Ю. У. Немцевичем: «Думая о каких-нибудь важных вещах, человек невольно сравнивает их с другими… Почему же, спрашиваю я вновь, даже в неплодородных провинциях Франции, Шотландии, Швеции, в песчаном Бранденбурге мы видим свободный люд, аккуратные местечки, ухоженные поля, расцвет промыслов, а отсюда и благосостояние людей? Малое, заброшенное посреди бурного океана местечко в Аркадии не сравнить своим расцветом и достатком с Ковно или Пинском с их реками, связанными с миром. Ответ на эти все вопросы столь же прост, сколь и опасен»

Вся проблема заключалась в политике Российской империи в отношении различных слоев населения и существовании крепостного права, которое существенно тормозило социально-экономические процессы в государстве. Народ не имел земли в своей собственности и вынужден был выполнять повинности в пользу помещика за пользование землей. Ю. У. Немцевич, презирая такие феодальные порядки, решение проблемы видел в отмене крепостного права и проведении буржуазно-демократических реформ.

  • определите, о каком языке и каком вероисповедании упоминается в отчете генерал-губернатора Н. А. Долгорукова императору Николаю I в 1833 г. об управлении Виленской и Гродненской губерниями и Белостокской областью: «Во все времена, во всех странах мира язык всегда был и будет непосредственным оружием правительств для достижения всевозможных видов и намерений. Везде господствующий язык государства, как господствующее вероисповедание… должен иметь преимущественное уважение…»

В этом отчете упоминается о русском языке и православии. Российское правительство стремилось укрепить свои позиции и ослабить польское влияние в западных губерниях путем повсеместного введения русского языка и присоединения униатов к Русской православной церкви.

  • определите, в чем заключался патриотизм филаретов, с опорой на строки песни, автором которой является Михал Рукевич:

Встаньте, братья-филареты!

Смех и радость с нами вновь!

Наши песни, что не спеты,

Наша к Родине любовь!

И когда трубач бессонный

Протрубит, зовя на бой,

Знамя славное с Погоней

Понесем перед собой!

Перевод Н. Кучмель

В данной песне филареты призывали бороться за равенство и свободу своего родного края, не бояться и идти вперед. Они верили, что ведя активную пропаганду и борьбу, можно добиться ликвидации крепостного права и наделения народа правом на независимое существование.

8. Проведите воображаемое интервью с историческим лицом (Используйте методическую рекомендацию «Как провести воображаемое интервью с исторической личностью» на с. 154—155 учебного пособия):

с автором проекта восстановления ВКЛ и полонеза «Прощание с Родиной» Михалом Клеофасом Огинским:

- Добрый день, Михаил! Сегодня мы хотели бы задать Вам несколько вопросов, интересующих наших читателей.

- Добрый день! Конечно, пожалуйста.

- Михаил, расскажите, пожалуйста, что предусматривает ваш проект?

- Проект направлен на возрождение Великого Княжества Литовского и предусматривает его автономию, т.е. право на внутреннее самоуправление, которое должно будет ему предоставляться.

- Что послужило причиной создание этого проекта?

- На это подтолкнула сложившаяся на данный момент тяжелая политическая обстановка. Но французской армии не удастся подорвать прочные позиции нашего государства. Учитывая исторические особенности и стремление народа к самостоятельности западных губерний, было принято решение о необходимости возрождения ВКЛ. Уверен, это станет отправной точкой в развитии данного региона и положительно скажется на жизни людей.

- И еще вопрос, связанный с Вашей композиторской деятельностью. Ваш знаменитый полонез «Прощание с Родиной» звучит на придворных балах и музыкальных вечерах во многих странах. Скажите, откуда Вы черпали вдохновение при его написании?

-  Прежде всего, на написание полонеза меня вдохновили события, связанные с восстанием в 1794 г., в котором я принимал участие. После его подавления я был вынужден покинуть Речь Посполитую. Тогда же я и написал этот полонез.

- Осмелимся выразить уверенность, что это прекрасное произведение совсем скоро станет одним из известнейших шедевров европейской музыкальной культуры, чего мы Вам искренне желаем.

- Спасибо, мне приятно осознавать, что мое творчество затронуло души столь многих слушателей.

- Спасибо и Вам за интервью!

 

  • с основателем предпринимательской династии графом Войцехом Пусловским:

- Добрый день, Войцех! Могли бы Вы уделить нам несколько минут для интервью?

- Добрый день! Да, буду рад побеседовать.

- Расскажите, пожалуйста, когда Вы стали заниматься предпринимательской деятельностью?

- После окончания школы я занимался правом, причем начал сразу с практики. Позже, во время войны с Наполеоном, я участвовал в поставках для российской армии. К этому времени я уже был владельцем нескольких кирпичных заводов и древесных складов. Не так давно я приобрел мануфактуру в Хомске. Кроме этого, хороший доход приносят мельница, винокурни, пивоварни и смолокурни. Я всегда считал, что капитал  работает на того, кто вкладывает его в стоящее дело.

- Скажите, в чем заключается такой успех Ваших предприятий?

- Время не стоит на месте. На предприятия необходимо вводить современные технологии. В Европе, например, уже давно используются паровые двигатели. Я первым в Беларуси применил такое новшество и получил отличные результаты.

- Расскажите, какая направленность имеет Ваша фабрика в Хомске и какое количество работников на данный момент на ней работает?

- Это суконная фабрика. За последнее время число работников увеличилось с трехсот до четырехсот человек. За прошлый год было произведено 1500 свитков сукна.   

- Какой совет Вы бы могли дать тем, кто свою хозяйственную деятельность ведет по старому укладу?

- Следует преодолевать эти шляхетские предрассудки по отношению к занятиям торговлей и промышленностью. Современные технологически оснащенные фабрики и продуманная организация труда на ней есть залог успешного роста и источник стабильности и процветания.

- Спасибо, Войцех, за беседу. Желаем Вам успехов! Всего хорошего!

- Спасибо. Всего доброго!

 

 

  • с выдающимся ученым Игнатием Домейко:

- Игнатий, в продолжение нашей с Вами беседы, хотели бы попросить Вас, чтобы Вы рассказали, какие чувства Вы испытывали, когда покидали Беларусь?

- После подавления восстания мне было нельзя находиться в Беларуси, и от этого было очень тяжело на сердце. Надежды на светлые перемены рухнули, и я вынужден был сложить оружие. Однако мой революционный дух и желание служить родине не угасли, и я решил продолжить свою деятельность, во что бы то ни стало, за границей.

- Сейчас Вы живете и работаете в Чили. Скажите, как к Вам относятся на чужбине?

- Я искренне полюбил эту необыкновенную страну с ее прекрасным народом, и они ответили мне взаимностью. Я стал изучать эту страну с большим энтузиазмом. Сначала я планировал пробыть здесь 6 лет, но судьба распорядилась иначе.

- Над чем Вы работаете сейчас?

- На данный момент я езжу по стране и изучаю геологию и минералогию Анд, пустыни Атакама и провинции Араукания на юге Чили, а также быт коренных жителей – индейцев мапуче. Пишу об этом книгу сейчас.

- Хотели бы Вы когда-нибудь вернуться в Беларусь?

- Это моя мечта. Никогда не забываю о своем крае. Каждый раз, вспоминая его, у меня в висках стучит кровь и сжимается сердце. Но если судьбой уготовано мне всю жизнь провести и умереть в Чили, то так тому и быть. В душе я всегда останусь литвином.

- Вы столько сделали для Беларуси и белорусского народа. Мы будем рады Вашему возвращению, Игнатий! Желаем Вам успехов в Вашем научно-исследовательском труде!

- Большое спасибо, приятно это слышать.

 

  • с участником Общества филоматов, автором поэм «Дзяды» и «Пан Тадеуш» Адамом Мицкевичем:

- Добрый день, Адам! Могли бы мы задать Вам несколько вопросов?

- Да, пожалуйста. Что Вас интересует?

- Почему Вы решили стать участником Общества филоматов?

- Мне было очень близко то, чем занимались филоматы. Будучи не просто поэтом, а большим патриотом своей родины, я хотел помогать распространению всенародного просвещения, осуществляя общественно полезную деятельность.

- Были ли какие-либо сложности в организации деятельности Общества?

- Да, были сложности. Правительство всячески преследовало нас, велся жесткий контроль над участием в Обществе филоматов, поэтому нам приходилось вести свою деятельность тайно.

- Известно, что организация имела свою структуру. Расскажите подробнее, пожалуйста.

- Да, Общество состояло из двух отделений – физико-математического и медицины и литературы и моральных наук, который я возглавлял с 1818 по 1819 г.

- В 1823 г. вы вместе с другими филоматами были арестованы. Как дальше распорядилась с Вами судьба?

- По приговору суда я был выслан вглубь России. Но я не отчаивался и продолжал свою деятельность. Я продолжил работать над поэмой «Дзяды», а именно над третьей частью.

- Со второй и четвертой частью поэмы читатели уже ознакомились, а вот третью Вы пока еще не опубликовали. Нам бы было очень интересно узнать, о чем она будет?

- Эта часть поэмы я посвящаю Яну Соболевскому, Циприану Дашкевичу и Феликсу Кулаковскому, которые подверглись преследованию за любовь к Родине. В Польше был проведен ряд репрессий сенатором Новосильцевым, в результате чего польские студенты были сосланы в Сибирь. Об этих событиях и идет речь в этой части поэмы. В ближайшее время третья часть будет опубликована.

 - Это очень хорошая новость! Над чем планируете работать после ее опубликования?

- Я уже начал писать новую поэму, которая называется «Пан Тадэуш». Эта поэма о моей любви к Родине, это будет эпическая картина, сочетающая бытовую, военную и любовную линии. В будущей поэме я хочу воссоздать жизнь, быт и нравы польской и литовской шляхты.

-  С нетерпением будем ждать опубликования очередного Вашего шедевра! Творческих Вам успехов и спасибо за уделенное нам внимание.

- Спасибо Вам!

 

  • с художником Валентием Ваньковичем:

- Добрый день, Валентин! Есть ли у Вас немного времени для небольшой беседы о Вашем творчестве?

- Добрый день! Да, буду рад ответить на интересующие Вас вопросы.

- Расскажите, как начиналась Ваша творческая деятельность?

- Я начал рисовать, еще учась в школе. Габриэль Губерт, мой первый учитель живописи, обучил меня технике миниатюр. В свободное от учебы время я копировал картины, находящиеся в иезуитском монастыре, и к шестому классу научился писать портреты маслом. Но больше всего мне дал Виленский университет, в котором я учился на факультете рисования. К моему удивлению, вскоре, на первой художественной выставке факультета изящных искусств, мое творчество было высоко оценено, и я получил первую награду. С этого момента я начал еще усерднее работать.

- Почему после 1830 года Вы отошли от рисования миниатюр и стали писать картины на историческую  тематику?

- Окончив Императорскую Академию художеств, рисование миниатюр перестало быть для меня таким интересным, как раньше. Я понял, что хочу попробовать себя в чем-то другом. На мое восприятие мира очень повлияла война, во время которой мне было 12 лет. И я захотел отразить не только дух войны, но и ее бытовую сторону в простых мелочах. С этого момента историческая тематика стала основополагающей в моем творчестве.

- Могли бы Вы назвать одну из Ваших любимых работ?

- У меня особенное отношение к портрету «Мицкевич на скале Аю-Даг». В создание этой работы я вложил всю свою душу, все свои самые добрые чувства. У меня было огромное желание отразить такой глубокий внутренний мир моего друга и присущую ему мечтательность и умение видеть прекрасное в простых вещах.

- Что именно Вас вдохновило на написание этого портрета?

- Меня вдохновил стихотворный цикл Адама Мицкевича «Крымские сонеты» и особенно сонет «Аюдаг», в котором он так живописно воспевает свою любовь к этому месту. Я посчитал своим долгом оставить миру образ поэта-романтика, чтобы эти прекрасные стихи и полотно слились воедино.

- Благодаря Вашей работе, многие поколения теперь могут любоваться вдохновенным образом создателя знаменитого «Пана Тадэуша».

- Я этому очень рад. Хочу отметить, что этой картине я тоже многим обязан. Я не ожидал, что она принесет мне такую популярность. К настоящему времени я сделал несколько ее копий под заказ.

- Сегодня Вы один из самых известных художников современности. Будем с нетерпением ждать новых шедевров из-под Вашей кисти! Мы желаем Вам творческих успехов и вдохновения, Валентин! Благодарим за интервью!

- И Вам спасибо!

 

  • с основателями археологии и музееведения братьями К. и Е. Тышкевичами:

- Здравствуйте, Константин и Евстафий! Могли бы Вы ответить на несколько вопросов, интересующих наших читателей?

- Здравствуйте! Да, конечно.

- Расскажите, когда Вы начали свою деятельность по археологии и музееведению?

- Еще с детства. Наш отец был очень образованным человек, он вел родословную, интересовался историей и дал нам прекрасное образование. Когда мы были маленькими, к нам в гости приезжало очень много творческих людей, в том числе Наполеон Орда, сделавший зарисовку нашего фамильного дворца. Словом, атмосфера в доме была самой творческой. К тому же, во дворце была коллекция итальянской живописи, библиотека в три тысячи книг, старинные кольчуги, редкие монеты и даже находки из Помпеи. Мы с братом решили тоже внести свой вклад в историю и науку нашей страны. Мы начали искать редкие вещи и собирать коллекции в домашний музей. Затем мы стали заниматься раскопками курганов.  

- Какие трудности у Вас возникали на пути исследования?

- Археология – молодая наука. Нам пришлось стать первооткрывателями в этой области. Необходимо было изучить огромное количество документальных и устных свидетельств, собирать информацию крупицу за крупицей. До нас в Беларуси никто не занимался раскопками курганов и погостов. Найденные в результате раскопок артефакты несли массу загадок, которые нужно  разгадать. Ведение детальных дневников раскопок является неотъемлемой частью этого процесса и требует большого внимания к мелочам и владения знаний о местной культуре, религии, исторических фактах. Еще одной сложностью было то, что иногда суеверные крестьяне отказывались тревожить души умерших, и нам с братом приходилось брать лопаты и раскапывать  курган вдвоем. Также очень нелегко преодолевать большие расстояния на пути к месту исследования и перевозить найденные экспонаты, ведь каждый экземпляр – это большая ценность.

- Что для Вас является личным достижением в Вашем труде?

- Это, конечно, все, что мы сейчас можем показать и оставить после себя людям. Нашей целью было создание археологического музея. В 1842 году Вами был открыт первый публичный музей в Беларуси, а два года назад, 1855-м, – Виленский музей древности. Только за первые два года работы Виленского музея древности собрано больше 10 тысяч самых разнообразных экспонатов. Мы уверены, что он станет если не самым крупным, то одним из самых крупных музеев в Европе.

- Скажите, чем Вы занимаетесь сейчас?

- Мы с нашими сподвижниками готовим научную экспедицию по Вилии. Мы планируем исследовать всю Вилию (682 версты), провести археологические раскопки, записывать легенды, песни, сказания. Результаты нашей экспедиции будут задокументированы в виде книги «Вилия и ее берега».

- Мы желаем Вам успехов! Благодарим за уделенное время.

- Спасибо!

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_8, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!