§ 9. Образование и наука в первой половине XIX в.

1. Определите, какие изменения в области высшего образования были связаны с развитием сельского хозяйства, и в частности с выращиванием картофеля.

С развитием сельского хозяйства, и в частности с выращиванием картофеля, связано появление в 1840 г. первого в Российской империи высшего агрономического учебного заведения, Горы-Горецкой земледельческой школы. В дальнейшем она была преобразована в институт. Здесь проводилась работа по выведению не только новых сортов картофеля, но и высокопродуктивных пород скота.

2. По каким причинам произошел переход в обучении с польского языка на русский?

Ранее преподавание велось на польском языке. Система образования была сословной. Высшее образование существовало только для детей дворян. В период после подавления властями восстания 1830—1831 гг. на образование был распространен принцип «православие, самодержавие и народность». Произошел перевод обучения с польского на русский язык, что обусловлено необходимостью воспитания и обучения в духе верности Русской православной церкви и преданности российскому самодержавию.

3. Определите противоречие между развитием белорусоведения и сутью выдержки из отчета генералгубернатора императору Николаю I об управлении Виленской и Гродненской губерниями и Белостокской областью: «Везде господствующий язык государства… должен иметь преимущественное уважение пред местными наречиями отдаленных, пограничных или новоприсоединенных стран. Общее употребление господствующего языка в государстве нечувствительно сближает разнородные племена оного… и наконец сливает все чуждые племена в один народ».

Противоречие состоит в том, что наряду с повышением интереса к истории, культуре, традициям, особенным и общим чертам белорусов, чем занималась наука белорусоведение, российское правительство не признавало существования самостоятельного белорусского языка и считало его диалектом русского. Данная несправедливость вызывало негодование у многих деятелей науки и культуры, которые уделяли большое внимание развитию белорусоведения.

4. Начните заполнение в тетради таблицы «Достижения в развитии науки и культуры Беларуси в первой половине XIX в.».

Фамилия деятеля науки и культуры

Вклад в развитие науки и культуры

Павел Шпилевский

Один из первых исследователей белорусской истории, устного народного творчества и языка. Очерки «Путешествие по Полесью и белорусскому краю» - наиболее известная работа. В работах Шпилевского четко прослеживается мысль, что белорусы – древнейшие в славянском мире.

Ян Чечот

Поэт, один из первых собирателей и исследователей белорусского фольклора. Народные песни, собранные им, позже вошли в 6 фольклорных сборников «с Нёмана и Двины». В своих стихах и балладах поэт критиковал жестокость крепостников, призывал гуманно относиться к крестьянам.

Считается, что буква белорусского алфавита «Ў» впервые появилась

в белорусских текстах Я. Чечота.

Константин и Евстафий Тышкевичи

Графы братья занимались изучением восточнославянской и белорусской археологии, этнографии, фольклористики. В 1842 г. Константин основал в родном Логойске первый в Беларуси исторический музей. По инициативе Евстафия в 1855 г. был создан Виленский музей древностей. При нем действовала археологическая комиссия, занимавшаяся сбором, исследованием и популяризацией исторического и культурного наследия.

5. Объясните причинно-следственную связь между следующими историческими явлениями: восстание 1830—1831 гг. → использование в образовании принципа «православие, самодержавие, народность»

События 1830-1831 гг. вынудили российское правительство применять крайние меры в борьбе с участниками восстания. Властям нельзя было допустить перехода населения на сторону ополченцев, напротив, было необходимо направить силы на единение государственной власти и населения. В связи с этим, после подавления восстания, в образовании был введен принцип «православие, самодержавие, народность», что означало воспитание и обучение в духе верности Русской православной церкви и преданности российскому самодержавию. К тому же, произошел перевод обучения с польского на русский язык.

6. Проведите исследование по теме «Братья Тышкевичи: вклад в становление и развитие восточнославянской и белорусской археологии». Подготовьте сообщение о результатах исследования для выступления на уроке обобщения.

Задание для самостоятельного выполнения.

Присоединяйтесь к Telegram-группе @superresheba_8, делитесь своими решениями и пользуйтесь материалами, которые присылают другие участники группы!