Упр. 255. Спишите, решая орфографические задачи, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор сложных предложений с разными видами связи.
1.
1. Я не помню, когда я впервые услышал эту песню, мама тоже не знала, откуда она к ней пришла.
[... глаг.], (когда ...), [... тоже ... глаг.], (откуда ...). Сложное предложение с разными видами связи: подчинительной и сочинительной. Ведущая связь — сочинительная. 1-й блок — сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной; 2-й блок — сложноподчинённое предложение с придаточной изъяснительной.
2. Жизнь каждого человека извилиста и сложна, но, когда глядишь на неё с высоты, видишь, что есть в ней своя скрытая прямая линия.
[ ], но, (когда ...), [глаг.], (что ...). Сложное предложение с разными видами связи: подчинительной и сочинительной. Ведущая связь — сочинительная. 1-й блок — простое предложение; 2-й блок — сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (обстоятельственная времени и изъяснительная).
3. Морковь играла в режиссуре величайшую роль: она лежала между страницами книги, и, чтобы получить морковь, заяц дёргал шнур, который приводил пушку в движение.
[ ]: [ ], и, (чтобы ...), [... сущ.], (который ...). Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной, подчинительной и сочинительной. Ведущая связь — сочинительная. 1-й блок — простое предложение; 2-й блок — сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (обстоятельственная цели и определительная).
4. Неврев пошёл за перегородку, а я остановился перед мольбертом и замер от восторга: свежими, яркими красками заря румянила снежную крышу, что была передо мной за окном, исчерченную сетью голых ветвей берёз с тёмными пятнами грачиных гнёзд, около которых хлопочут чёрные белоносые птицы.
[ ], а [ ]: [... сущ.], (что ... сущ.), (около которых ...). Сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной, подчинительной и сочинительной. Ведущая связь — бессоюзная. 1-й блок — сложносочинённое предложение; 2-й блок — сложноподчинённое предложение с двумя придаточными (определительными).