Упражнение 259

259. Прочитайте. Что объединяет данные фрагменты текста? Какую роль в них играют бессоюзные предложения с перечислитель­ными отношениями? Можно ли сказать, что бессоюзие здесь выступает как особый художественный приём и усиливает выразитель­ность речи?

Данные фрагменты текста являются описанием природы, её состояния. Бессоюзные предложения с перечислительными отношениями значительно расширяют описание, выступает как особый художественный приём и усиливает выразительность речи.

2. Объясните постановку знаков препинания в бессоюзных предложениях.

Предложение 1: в бессоюзном сложном предложении ставится запятая, если между его частями складываются перечислительные отношения.
Предложение 2: точка с запятой ставится при перечислительных отношениях, если его части бессоюзного предложения отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены (имеют внутри себя запятые).

3. Найдите в тексте существительные, которые употребляются только в единственном числе.

Пыль, грохот, мука, миндаль, изюм, черешня, (сахарный) песок.

4. Поставьте ударение в выделенных словах.

Подня́лся, подняло́сь.