Упражнение 213

213. Прочитайте. Какой приём создаёт богатство речи, придаёт выразительность описанию? Какие языковые средства используются для выражения сравнительных отношений?

Богатство речи, выразительность описания создаётся с помощью использования автором ярких сравнительных оборотов и сложноподчинённых предложений с придаточной сравнительной частью. Дл выражения сравнительных отношений используются союзы как, будто, словно, точно (I, II); существительные в Т.п. и наречия (III).

2. Объясните постановку знаков препинания в предложениях со сравнительными конструкциями.

I. Стоит олень, голову поднял, на охоту оглядывается, будто ждёт чего-то (придаточная сравнительная). Не видал такого зверя и сам Аггей: рослый и гладкий, морда тонкая, умная; рога как дерево ветвистое, от конца до конца целая сажень. Шерсть гнедая, блестит, как лощёная (сравнительный оборот); ляжки белые как снег (устойчивое сочетание). Скачет к нему Аггей и дивится, что не уходит олень, а на него всё смотрит большими глазами, точно сказать что-то хочет (придаточная сравнительная).

II. Только что прошёл сильный дождь, и асфальт блес­тел как новенький, воздух пах чем-то свежим и чистым, в лужах отражались дома и небо, а если идти с горы, то сбоку, возле тротуара, мчался бурный поток, словно горная речка (сравнительный оборот), красивый поток, коричневый, с водоворотами, завихрениями и бурунами. На углу улицы в землю была вделана решётка, и здесь вода совершенно распоясалась, она плясала, и пенилась, и булькала, как цирковая музыка (сравнительный оборот), или, наоборот, журчала и скворчала, словно жарилась на сковородке (сравнительный оборот).

III. Потом я побежал к Тимошкиному дому. Немного пощёлкал из-за угла дроздом, раза три ухнул совой, по­ тренькал синицей. Тимошка тоже ответил мне через окош­ко по-птичьи.

Разбор слова по составу:

Пах, сбоку.

Фонетический разбор:

Коричневый — 4 слога, 10 букв, 10 звуков.

к — [к] — согласный, твёрдый, глухой;
о — [а] — гласный, безударный;
р — [р'] — согласный, мягкий, звонкий;
и — [и] — гласный, ударный;
ч — [ч'] — согласный, мягкий, глухой;
н — [н'] — согласный, мягкий, звонкий;
е — [э] — гласный, безударный;
в — [в] — согласный, твёрдый, звонкий;
ы — [ы] — гласный, безударный;
й — [й'] — согласный, мягкий, звонкий.

Орфографический разбор:

Решётка — ё пишется в корне слова под ударением.

3. Поставьте ударение в словах сажень, распоясаться.

Са́жень, распоя́саться.

4. Вспомните, что такое отрицательное сравнение. Приведите примеры.

Отрицательное сравнение — особая форма образного сравнения, в котором даётся не сопоставление одного предмета с другим, как это делается во всяком прямом сравнении, а противопоставление одного предмета другому. Отрицательное сравнение — любимый стилистический приём в русской народной поэзии, например:

Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, —
Снова горе подымается,
Словно злая туча чёрная.

Не ветер, вея с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты —
Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна.